Святослав Ещенко
<p>Интервью Святослава Игоревича Ещенко, лауреата международного конкурса сатиры и юмора имени Аркадия Райкина «Море смеха — 96» и Всеросийского конкурса артистов эстрады «Кубок юмора — 99».</p>

— Святослав, ходят слухи, что Вы родились 1 апреля. Это правда или это очень удачная шутка?

— Родился я первого апреля, это действительно день моего рождения. Очень символично, не правда ли? Сама судьба распорядилась, что мне именно юмористикой нужно заниматься. Едва появившись из утробы матери, я тут же разыграл своего собственного отца. Потому что, когда 1 апреля ему сообщили, что родился сын, он подумал, что его разыгрывают.

В раннем детстве, какую бы я комедию ни посмотрел по телевидению, я потом долго смешных героев передразнивал. Например, мне показалось очень смешным, как один из персонажей грузинской кинокомедии с обидой и с грузинским акцентом несколько раз повторил: «Зачэм викинул сэмэчки!?», — когда его друг выбросил из кармана семечки.

И я, пятилетний мальчик, целую неделю ходил и повторял: «Зачэм викинул сэмэчки!?». Всех это забавляло, и только бабушка сокрушалась, что ребенок ненормальный. У Бенджамина Спока, который якобы знает все о младенцах, она вычитала: если ребенок несколько раз в день повторяет одну и ту же фразу, значит он с психическими отклонениями… Но так как внук уже целую неделю повторяет одно и то же, то он не просто ненормальный, а полный псих. Это меня так умиляло, что я специально при бабушке повторял: «Зачэм выикиул сэмэчки!?». А она охала: «Все, все, я его поведу к психиатру».

И вот меня решили хитрым образом свести с этим психиатром. Как-то раз мы отправились на прогулочном судне по реке Воронеж, которая протекает через мой родной город. Бабушка пригласила на судно знакомого психиатра, чтобы прокатиться вместе с нами и потихоньку протестировать меня. Мы сидели за столиком на палубе, и кушали виноград. Меня познакомили с этим дядей как бы случайно. Вдруг он начал задавать мне дурацкие вопросы типа:

«Святославчик, а вот какого цвета небо, а облака, а кто летает по небу?» Я говорю, что птицы летают.

— А еще кто летает?

А мне Господь из сердца подсказывает, что этот дядька и есть тот злосчастный психиатр.

И я ответил, что еще шляпы летают. Он посмотрел на меня, как на идиота, а потом выразительно взглянул на бабушку, дескать, действительно, вы были правы, у вас внук ненормальный.

— Ну что ты, мальчик, шляпы не летают по небу.

— Вы так думаете?

И вот я беру его дырчатую летнюю шляпу и выбрасываю за борт. И, пока она летит в реку, этот степенный, спокойный и, на первый взгляд, благостный психиатр вдруг начинает орать:

— Идиот, ненормальный ребенок! Он выбросил мою шляпу, негодяй!

Бабушка меня безумно любила. Этого стерпеть она не могла:

— Это мой-то внук ненормальный? Да вы сами ненормальный! Что вы так орете? Идите отсюда!

С досады психиатр выбрасывает за борт виноградные семечки, которые он сплевывал в руку. И я с таким достоинством и упоением говорю: «Зачэм викинул сэмэчки!?».

Это, пожалуй, была первая юмористическая импровизация в моей эстрадной практике.

— В детстве и в юности Вы, наверно, доставляли много беспокойств старшим и педагогам?

Не без этого! Но несмотря на доставляемые мною беспокойства, взрослые и педагоги почему то меня безумно любили!.. Да и Господь помогал в учебе.

Почти все у меня получалось легко и естественно. Я с первого раза поступил в Воронежский институт искусств. Закончил его за четыре года. На эстраде я начал работать с одиннадцати лет, с детским номером, получая за это свой первый заработок. Я продолжал семейное дело: мама — пианистка, отец — режиссер, до переезда в столицу был художественным руководителем Воронежской областной филармонии. Я не испытывал материальных проблем. У меня не было сложностей в общении со сверстниками, со старшими, с педагогами. Но в седьмом классе меня чуть не исключили из школы.

— Наверное, за пародии на директора школы или на завуча?

— Вы опять не угадали. Из школы меня собрались исключать за то, что в этом возрасте я начал искать Бога: прочел Библию и стал проповедовать учение Христа. Но поскольку педагоги очень любили меня, то меня не выгнали, а, наоборот, они сами стали следовать христианским нормам..

— Так вы — верующий человек?

— К божественному знанию меня приобщила бабушка, Ольга Владимировна Плохотниченко. У нее хранилась наша родовая икона, которая передавалась из поколения в поколение нашего знаменитого среди донских верховых казаков дворянского рода. Ее муж, мой дедушка, Ещенко тоже был очень набожным человеком.

Я видел, как бабушка втихаря молится родовой иконе. В то время это делать было нельзя, строй не позволял. Я стал у нее спрашивать, зачем она этим занимается. Бабушка рассказала, что есть Бог, что надо к Нему обращаться, что мы сами по себе беспомощны.

Я с детства верил в Бога, стремился к Нему. Оттого у меня все складывалось и складывается более или менее хорошо.

— Насколько духовна, по-вашему, профессия юмориста?

— Часто приходится слышать, что юмор от сатаны, потому что юмор ассоциируется с похабщиной. Действительно, большинство юмористов восхваляют секс, порнуху, шутят на уровне ниже пояса… Однако божественное начало юмора заключается, по-моему, в умении смеяться над материальными проблемами. Оптимист, даже упав в лужу, может пошутить: «О, какой я красивый!» А пессимист в такой же ситуации расплачется: «Ох, какой я грязный, весь день у меня не так пошел». Совершенно разный подход. Людям, которые умеют смеяться над материальными проблемами, легче жить. Задача юмориста научить их этому. Далеко не каждый на это способен.

Поскольку я родился первого апреля, то все мое существо настроено смеяться надо всем. Я доказываю, что можно посмеяться над природой, над какими-то природными явлениями. Материальный мир смешон сам по себе. Это жалкое подобие духовного мира, царства Божьего, и тот, кто излишне привязывается к нему, никогда не будет счастлив. Ведь настоящий йог не страдает, если не может достичь чего-то. Он полностью полагается на Бога, желая, чтобы Господь, более совершенное существо, решал за него.

— Но ведь человек должен отличать, что фатально, где план Господа, а где уж нужно приложить собственные усилия.

— Конечно, нужно стремиться к цели, но не алчно, а спокойно. «Господь, если будет на то Твоя воля, я обязательно достигну своей цели. И позволь мне плоды своих достижений использовать в служении Тебе.» Если Господь считает, что личность достойна этого, то Он ей дает все необходимое, и тогда этот человек благодарит Господа.

А когда умудренный человек что-то теряет, он говорит: «Ну, значит, я это заслужил, ничего тут не поделаешь». И нервная система в порядке, когда ты так оцениваешь ситуацию. Смех — это один из вариантов спокойного, умиротворенного отношения к проблемам.

Если что-то потерял, или чего-то не можешь достичь, нужно спокойно сесть и подумать, почему это произошло. Либо я неправильно действую, либо мне это сейчас попросту не нужно, а лучше направить усилия на что-то другое. Чтобы это понять, нужно находиться все время в медитации на Абсолютную Истину, то есть на Бога, который подсказывает, как правильно нужно действовать.

Мои профессиональные занятия привели меня к выводу, что никто не хочет плакать, все желают смеяться. Это еще раз доказывает, что мы — вечные души, что мы достойны царства Божьего с его вечными весельем и радостью. Но поскольку мы находимся в материальном мире, то можем только имитировать это состояние: послушать концерт юмориста, покурить чего-нибудь или выпить и вроде бы повеселеть на время. Однако проблема не решается таким методом, а только загоняется вглубь.

С одной стороны, я понял, что смикшировать проблему можно, посмеявшись над ней, ведь плакать-то все равно бесполезно. С другой стороны, я осознал, что страдание — это неестественное состояние, несвойственное нашей вечной духовой природе.

Я стал изучать священные писания и открыл для себя очень многое. Священные писания еще больше вдохновили меня на мое юмористическое творчество.

Думаю, что истинный юморист должен помогать людям смеяться над своими проблемами, а не удовлетворять их низменные потребности.

— Какова, по-вашему, роль личности шута в истории?

Святослав Ещенко— В древности за плохие вести гонцу отрубали голову, чего никогда не случалось с шутом. Говорить правду было его святой обязанностью. Этот человек должен был быть очень умным. На самом деле шут — это советник царя. Он должен быть хорошим психологом, чтобы видеть какие-то тонкие моменты и так преподнести их, чтобы царь мог принять нужное решение. Мало удачно пошутить, нужно еще сказать что-то о том, что все бренно, что на все воля Божья.

Нашему правительству не хватает как раз таких советников, которые умеют преподнести божественную философию в юмористической форме. Раньше это было легче, потому что правители, цари, были верующими людьми. Они пытались служить Богу, находясь на троне.

Мы живем в эпоху безверия, которая чревата всевозможными катаклизмами. Политики тычутся как слепые котята, не знают как правильно поступать. Кто-то ведь из них, наверное, хочет сделать что-то хорошее. Конечно, девяносто девять процентов просто воруют, они никому ничего не хотят делать хорошего, никакому народу. Однако пусть хотя бы один процент нынешних правителей хочет что-то сделать для народа, но и они не знают как, потому что не обладают знанием божественной философии. Также нет и института квалифицированных советников. Ни ученые, ни представители культуры и искусства не могут оказать правителям помощь, подсказать куда идти, так как сами лишены этого знания и нравственного начала. Все наши так называемые ученые (хотя ученый на самом деле, это тот, кто хорошо знает Веды, священные писания), они все материалисты, они выдумали атеизм и тоже тычутся как слепые котята…

У представителей культуры, искусства тоже нет большого нравственного начала.

Ругань и пошлость стали нормой поведения.

Конечно, гадкая шутка тоже может рассмешить вас и на какое-то время рассеять ваше плохое настроение, но она не поможет решить проблему. Это равносильно опьянению. Выпил водки, проблема вроде отодвинулась, но когда протрезвел, еще страшней стало, потому что проблема никуда не ушла, а только усугубилась. Наш предыдущий президент многие проблемы решал таким способом…

— Ваше отношение к такому широко распространенному на отечественной эстраде явлению, как «юмор ниже пояса».

— Шрила Прабхупада, комментируя первую песнь «Шримад Бхагаватам», говорит о том, что секс — это ось, вокруг которой вращается весь материальный мир. Стремясь к дешевой популярности, артисты подобного жанра полностью пренебрегают моральными, этическими или нравственными нормами ради низменных чувств публики. Они не понимают, что опуская сознание людей до животного уровня, они действуют вопреки законам Бога, и за это с них взыщется. Никто не уйдет от ответственности. «Ты вот стольких-то совратил со сцены. За это пожалуйте, голубчик, в ад». Даже в этой жизни Господь может наказать.

— Вы хотите сказать, что пошлые артисты быстро деградируют? Вы можете рассказать об этой тенденции, не называя имен?

— Лучше руководствоваться принципом: не суди, да не судим будешь. Я сам не без греха, не идеальный. У меня тоже есть шуточки такого плана, но они на грани фола и они задействованы для достижения совсем других задач. Я не могу утверждать, что этот прием нужно полностью сбрасывать со счетов… У Райкина тоже были такие репризы, типа: «На заводе изготовили одну тубаретку, а отчитались как за десять. Ну, ноль приписали. Что такое ноль для этого человека? Ничего! А то, что на эти 10 тубареток можно посадить, извиняюсь за выражение, всего одну … личность, это никого не волнует.»

В принципе, это реприза про попу, но это не попа ради попы. Сверхзадача — высмеять практику приписок, очковтирательства. Тогда этот прием уместен. Если у артиста нет духовной культуры, то для него юмор ниже пояса — это самоцель.

— А как можно объяснить столь распространенное на современной эстраде явление, как «звездопады», с точки зрения древней ведической философии.

— Да не только ведической. «Звезды» — это обыкновенные люди, наделенные талантом. В Ведическом писании Бхагавад Гита говорится, что Господь — это талант в человеке. Библия также предостерегает: «Не сотвори себе кумира». Из мирского человека, имеется ввиду. Единственным кумиром должен быть Господь. Он — совершенная личность. Простые люди — ложные кумиры. Знаменитые люди известны по милости Бога, который подарил им талант, за какие-то заслуги в прошлых жизнях. Если человек неправильно использует свой талант, то Господь его постепенно забирает, и создается впечатление, что человек деградирует. И наоборот, встречаются люди вроде без особых данных, но они очень искренне стремятся, работают и молятся и Бог им дает. Есть немало людей, в том числе знаменитостей, которые с рождения и до смерти умело пользовались Божьим даром. Не наглели, не подхватывали звездную болезнь, понимая, что талант — это благословение свыше.

Талан — это денежная единица древней Греции, кажется. Жители Эллады не советовали зарывать его в землю. И это не просто фонетическое сходство или семантическое совпадение, а очень точное сравнение.

Богатый человек имеет вес в глазах других благодаря внешним атрибутам своего богатства. Как только он по каким-то обстоятельствам все это теряет, то окружающие перестают проявлять к нему прежний интерес, хотя он остается той же самой личностью, просто Господь забирает его внешнее великолепие.

Талант — это тоже материальная энергия, только более тонкая, чем деньги. Бог дает и Бог забирает его. Поэтому дар этот нужно ценить и обращать его на служение Господу: на высмеивание пороков, грехов, неправильного поведения людей. Тогда талант этот будет развиваться. Так действовал Райкин.

А в сегодняшнем обществе про того, кого несколько раз показали по телевизору, уже говорят, что он — восходящая звезда. Звезда — это небесный объект, который светит всем. Я не думаю, что наша современная попса, с ее непонятными одиозными текстами непременно должна всем нравиться. Предназначение звезд — светить всем, а не «звездить», не гордиться своим временным положением.

Не имея ни правильного воспитания, ни духовного образования, «звездочки» балансируют на своей раздувшейся от временного успеха гордости, как «Девочка на шаре» Пикассо. Звездное состояние неестественно, нестерпимо, невыносимо для такой неподготовленной души. Неожиданно оказавшись в положении чуть ли не Самого Господа Бога, они наивно полагают, что высокое положение — это их личная заслуга. Но так как в глубине души они осознают себя обычными людьми, то у них развивается внутренний конфликт, и фактически они сами совершают дела, которые способствуют их падению. То есть они сами не выдерживают этого положения.

Буквально через год-два эти «звездочки» падают. Почему так происходит? Да потому, что культивируется ложная гордость, желание возвыситься над другими. А ведь Христос учил, что все едины перед Богом, что все должны дружить, любить друг друга.

Святослав ЕщенкоИ учение Бхагавад Гиты говорит о том, что все души — частички Господа. По своей природе, изначально они чисты, просто сейчас немножко запутались в сетях материальной энергии. Это духовное знание нужно повсеместно разъяснять: в школах, в университетах…

Я очень боюсь возгордиться. Господь дал мне талант. Я же сам ничего из себя не представляю. Если я думаю таким образом, мне дается все больше и больше. А как только я начинаю гордиться, у меня Господь тут же все забирает.

— Святослав, как получилось что Вы, выходец из дворянской и христианской семьи, с детства интересовавшийся Библией, проявляете самый непосредственный интерес к ведической философии и культуре?

Поскольку Библия — писание сокращенное, масса вещей оттуда вырезана, из нее я не мог узнать, каков Бог.

Мне повезло, что я встретился с Бхагавад-Гитой, со Шримад-Бхагаватам, с книгами, которые прокомментировал Шрила Прабхупада, основатель Международного общества сознания Кришны. В этих книгах более подробно описывается, каков Бог, как построить с Ним отношения. В них я наконец-то нашел то, что искал.

Интерес к философии сознания Кришны нисколько не противоречит христианским нормам. Иисус Христос прежде всего хотел, чтобы исполнялись его заповеди. Повторение Харе Кришна маха-мантры дает мне энергию, благодаря которой я могу соблюдать заповеди Христа. Я не изменяю своей жене, не ем мясо, то есть, на сто процентов выполняю заповедь «Не убий». Стараясь соблюдать заповеди «Возлюби ближнего своего» и «Возлюби Бога своего», я не употребляю одурманивающих средств и от этого становлюсь более доброжелательным ко всем живым существам.

— Как вы относитесь к отсутствию цензуры и ограничений в искусстве и на телевидении?

— В наше время искусство воспевает грех. По всем каналам показывают боевики, секс, убийство, наркоманию, и все это воспевается. В телесериалах показывают, что люди, которые пьют, курят, употребляют наркотические вещества, очень красивы, хорошо одеты. Откуда они берут деньги? Это обман. Это приводит к деградации нашего общества, особенно молодежи. Тринадцатилетний пацан или девушка смотрят, как «счастливо» живут в сериалах эти люди: занимаются недозволенным сексом, принимают одурманивающие вещества, ходят с пистолетами, едят гамбургеры, при этом они способны убить друг друга, отравить, и никогда не проигрывают в рулетку.

Подростки думают: вот нам бы так! А откуда брать деньги на все это, на казино, на выпивку, на бордели, на ночные дискотеки? Они просят у родителей, а родители зачастую получают маленькую зарплату. Следует реакция типа:

«Все, тогда я пойду на панель!» Вот к чему приводит это безобразие на телевидении и отсутствие цензуры.

Как сказано в «Шримад Бхагаватам», в древнейшем священном писании, цензуру должен осуществлять святой царь и его помощники. Святой царь разрешает юмор, театр и все остальное, но он следит, чтобы это искусство не воспевало греховную деятельность.

— Ваше отношение к науке реинкарнации.

— Свами Шрила Прабхупада, автор книги «Наука самоосознания», в беседе с Джоном Ленноном, раскрыл ему его предыдущую жизнь. Джон Леннон в прошлой жизни был музыкантом в Индии и много жертвовал на духовные проекты, а также вайшнавам, людям, занимающимся духовной практикой. Считается, что тот, кто много жертвует на духовные цели, в следующей жизни будет очень известным, популярным, любимым и богатым. Поэтому Джон Леннон, как объяснил ему Шрила Прабхупада, из прошлой жизни унаследовал свои качества музыканта. За всю историю еще не было столь популярного певца в поп-музыке, которого бы так любили и до сих пор любят во всем мире. Все наши звезды не способны достичь его уровня. Леннон был самым богатым на то время певцом и самым известным.

Можно воспользоваться этой аналогией, но уже в обратном алгоритме. Иисус Христос говорил, что тот, кто много зарабатывает, но не жертвует на духовность, не занимается благотворительностью, не помогает слабым и неимущим, не поддерживает религию, которая несет людям свет и духовное образование, тот является скупцом.

В России заниматься бизнесом значит отнимать у кого-то то, что ему жизненно необходимо. В следующей жизни такой скупец станет нищим. Он поменяется местами с теми, у кого это все отнимает, и будет страдать.

Я читал о результатах одного довольно интересного исследования. Ученые установили, что жители процветающих стран придерживаются принципа уступать друг другу. В стране, где принято идти по головам, обманывать, убивать друг друга, никогда не наступит экономическое процветание.

Никакие экономические реформы ничего не принесут нашему государству, пока не произойдут изменения в сознании, и прежде всего на уровне власти.

Так вот, эти исследователи приводят очень простой пример. Они говорят: представьте себе две совершенно одинаковые дороги, по которым спешат одинаковые автомобили. Но по одной дороге путешествуют культурные водители, которые пропускают друг друга, а по другой — водители, которые подрезают друг друга, ругаются друг на друга, матерятся. Ученые подсчитали, что быстрее приедут те, которые уступают друг другу. Безкультурным людям сложнее жить на свете.

— Большое спасибо. А в своей повседневной жизни, в семье Вам удается придерживаться ведических традиций, определенных стандартов?

— Безусловно. Все члены моей семьи: жена, дети и родная сестра — вегетарианцы. Как и я, они соблюдают диету, рекомендованную настоящей аюрведой. Мы не употребляем в пищу продукты, полученные в результате убийства. Я не ем мясо уже десять лет и у меня все нормально в организме работает, никаких болезней нет. Я люблю молоко, которое у меня прекрасно усваивается.

Это неправда, что молоко в организме человека не усваивается. Когда в Америке не так давно произошел вегетарианский бум, чуть ли не пятьдесят процентов населения страны стало вегетарианцами. Пришлось подкупить ученых, которые выдумали теории, что только у детей усваивается молоко. У детей усваивается грудное молоко матери, а у взрослых усваивается молоко другой матери — коровы. Это животное — миссионер. В Библии говориться, что тот, кто закалывает вола, сравнивается с убийцей человека.

В Индии корова — священное животное, ее никто не трогает.

Иисус Христос говорил, что когда вы едите мясо, вы едите смерть, а когда вы едите вегетарианские продукты, вы едите жизнь.

Из-за особого распорядка своей профессиональной деятельности я не могу очень строго придерживаться режима дня, но мои домашние ложатся спать в девять вечера и встают в четыре утра. Поздний подъем и поздний отход ко сну вызывают психические и физические проблемы. Наш организм, особенно мозг, связан с движением солнца. Мозг отдыхает с девяти до двенадцати часов вечера, и, если не захватить этот период для сна, то ум будет пребывать в состоянии постоянной тревоги. Это состояние стало практически «естественным» для современного человека.

Веды рекомендуют ложиться спать в девять-десять вечера и вставать где-то в пять, шесть утра. Можно и раньше. Человек, который спит слишком много или во внеурочное время, становится вялым, ленивым, неспособным к творчеству. Яркий пример — представители богемы. Они все как ненормальные. Все экзальтированные, психованные. Попробуйте, подойдите к звезде российской эстрады, он может психануть, вспылить. Богемная жизнь — до трех часов дня спать. Это страшное дело, саморазрушительная практика.

— Извините, но ведь в той же богеме могут употреблять слова типа садхана, йога, реинкарнация. Насколько серьезно увлечение этой лексикой?

— Дело в том, что слова йога, карма, Кришна, «Бхагавад-гита», медитация относятся к изначальному индоевропейскому языку санскриту, от которого произошли все остальные языки мира. Это язык полубогов и Самого Господа.

Шрила Прабхупада, основатель Международного общества Сознания Кришны, говорил, что в эту эпоху лжи и лицемерия, люди хотят обмана и склонны обманывать сами себя. Они охотно платят огромные деньги какому-то мошеннику, изображающему из себя духовного учителя, за индивидуальную мантру, которая якобы снимает с них всю карму. Но они без конца создают новую карму, так как продолжают грешить, не зная, как правильно действовать, как любить друг друга, как служить Богу…

— Следуете ли Вы какой-то определенной духовной практике?

— Обычно на первой ступени наших взаимоотношений с Господом мы просим у Него чего-нибудь, например, машину, квартиру. Но когда к нам приходит настоящая любовь к Богу, мы спрашиваем у Него: «Что я могу для тебя сделать, Господь!» Мы молимся: «О Всепривлекающий, о Всерадующий Господь, о энергия преданности Господу, помогите мне преданно служить Вам». Эта молитва одна для всех. Ее называют маха-мантрой, то есть великой. Шрила Прабхупада дал ее людям Запада. На санскрите она звучит так: Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе.

Если мы обращаемся к Господу с этой молитвой, Он дает нам понимание того, как можно Его удовлетворить, и энергию, чтобы мы могли это сделать. Если Бог удовлетворен, то все удовлетворены. Кроме того, Господь посылает нам все необходимое. Например, если я повторяю эту мантру за кулисами перед выступлением, то все зрители бывают удовлетворены. Им всем сразу становится смешно, и мне тоже хорошо, потому что я их повеселил, увел от страдания.

— А у Вас есть гуру?

— Да. Мой гуру Шрила Мукунда Госвами, первый ученик Шрилы Прабхупады в Америке. Я стараюсь выполнять его указания, следовать его наставлениям. Довольный моей деятельностью, он благословил меня продолжать высмеивать грех.

— Вы обращались к своему гуру по поводу Вашей эстрадной деятельности?

— Гуру очень нравится, что я этим занимаюсь. Поскольку Бог дал мне этот талант, то я должен использовать его в служении Ему и не должен лезть ни во что другое. Когда я жил в Воронеже, у меня была возможность стать депутатом. Но Господь отвел меня. Я прихватил грипп, хотя за все годы своего вегетарианства ни разу не страдал ничем, даже простудой. Мой нос и все лицо разнесло от какого-то чудовищного флюса до такой степени, что не влезло бы ни в один телеэкран. Я проболел всю избирательную кампанию, а после ее окончания сразу раз — и выздоровел безо всяких лекарств.

— Ваш эстрадный гуру догадывается о Вашей духовной практике?

— Евгений Ваганович Петросян — сам очень религиозный человек. Конечно, ему известно о моих занятиях. Он относится к ним с уважением. Иногда мы беседуем на философские темы.

— А вообще, как относится Ваше актерское, богемное окружение к Вашему стилю жизни, к Вашим философским поискам? И еще, как Вам удается избегать банкетов, фуршетов..?

— Свои сокровенные мысли я раскрываю только тем, кто действительно хочет о них услышать. Как-то мы ездили с группой музыкальных эксцентриков в Иваново. Шесть часов добирались туда и столько же обратно. Представьте себе, что все двенадцать часов меня просили рассказывать о ведической философии и духовной практике. Всем было интересно.

Я много общаюсь со святыми людьми. У меня есть друзья среди православных, мусульман, в сознании Кришны, среди ученых. Все они честные, порядочные люди. Мы часто общаемся на духовные темы с Петросяном, Задорновым. Задорнов серьезно интересуется религией, у него пытливый ум, он многие священные писания прочитал. В его репертуаре немало философских монологов. А Петросян вообще очень благочестивый человек. Никогда не ссорится ни с кем и старается всех прощать. Очень часто помогает несчастным и обездоленным морально и материально. Я очень ценю возможность общения с такими людьми.

А в принципе, в любой компании я, как человек владеющий гитарой, могу, «не принимая на грудь», петь и веселиться. Мое веселье без примесей и допингов. Оно исходит непосредственно от Источника Вечного Наслаждения, то есть, от Всевышнего.

Поэтому мне незачем ходить на все эти тусовки, банкеты, фуршеты. Да и что в них хорошего? То ли дело воспевание Святых Имен Господа! Эта духовная практика предписана и ведическими, и христианскими, и мусульманскими писаниями. Пение Святых имен очищает все и всех вокруг: тех, кто воспевает, тех, кто слушает, и место, где это происходит. Как бы здорово было, если бы представители всех конфессий выходили на улицы и площади города и пели свои молитвы. Неверующим людям тоже захочется поучаствовать в такой духовной дискотеке. Результат будет потрясающий. Единство всех религий станет очевидным. Все будут очищаться. В сердцах не останется места для порока. Город избавится от зла, от войн, от маньяков, террористов, от желания грабить, убивать друг друга.

Дальше так жить невозможно. Нужно призывать людей к милосердию. Средствами моего жанра я стараюсь делать это, высмеивая все то низменное, грязное, что встречается в нашем обществе.

— Ваши пожелания нашим читателям?

— Читателям я желаю побольше читать, но не все подряд, а только ту литературу, которая раскроет им Тайну обретенния вечной радости. Это книги Шрилы Прабхупады. Ну, и конечно же, вашу газету «Золотой век».

— Спасибо за интервью, за пожелания.