Очень многие события жизни Кастанеды покрыты тайной. Причиной тому является сознательная практика стирания личной истории, используемая в школе тольтеков — «видящих магов». Наставления учителя Карлоса дона Хуана от книги к книге эволюционируют, постепенно смещая акцент с применения растений силы — галлюциногенных грибов и кактусов — на более осознанные практики. Школа видения использует техники работы со сновидениями, остановку внутреннего диалога, выслеживание своих чувств и эмоций — сталкинг, избавление от чувства собственной значимости и полный пересмотр событий своей прошлой судьбы. На уровне физического тела применяется комплекс магических пассов под названием тенсегрити, который помогает накопить и перераспределить энергию для последующего использования в преобразовании личности и постижении тонкой реальности. Современные последователи учения дона Хуана проводят семинары, вебинары и тренинги для всех желающих.
Основной постулат этого учения: мир не ограничивается тем, что мы можем воспринять с помощью наших чувств и ума. За этим внешним покровом лежит другая реальность, скрытая от взоров обычных людей. Целью магов является постичь этот нагваль — мистическую вселенную, полную разнообразных могущественных энергий, — и научиться жить по его законам. Маг, ставший на путь воина и научившийся управлять своим сознанием, должен пройти полную энергетическую трансформацию и обрести бесконечное осознание, называемое встречей с Бесконечностью. Это дарует ему полную свободу и гармонию с самим собой и окружающим миром.
На языке древней Индии эта Бесконечность называется Брахманом. И это только одна из трех ипостасей трансцендентного бытия. Согласно ведической философии высшая реальность, из которой наша временная материальная вселенная проявляется как пузырек пены на поверхности океана, обладает именем, формой, качествами и потенцией к действию. Брахман не имеет формы и не действует, взаимоотношения с ним невозможны. Это просто сияние, частью которого живое существо может себя осознать. Второй аспект Абсолютной Истины — Параматма. Это дух, пронизывающий каждый атом материи и управляющий всеми разнообразными энергиями мироздания. Ни одно живое существо не одиноко — Параматма, бесстрастный свидетель и всеблагой сочувствующий, повсюду вечно сопутствует ему. Наконец, третья ипостась Абсолютной Истины проявляет себя как Бхагаван, Верховная Личность Бога. Таким образом, встреча с Бесконечностью в высшем смысле этого слова подразумевает встречу с Богом.
Главная оболочка живого существа в этом мире — аханкара, или ложное эго, которое невероятно трудно отделить от истинного себя. Ложное эго закрывает нам настоящее зрение и заставляет жить внутри придуманного нами самими мира. Ведические практики направлены на разрушение аханкары и воссоединение с безграничным океаном духовной энергии. Вступая в отношения с Бхагаваном как с личностью, человек получает возможность подняться над законами природы и обрести освобождение от влияния материальной энергии. Эти отношения называются бхакти — любовь, которую бесконечно Великое Существо и его бесконечно малая часть испытывают друг к другу. Идущий путем бхакти развивает самые невероятные мистические способности — левитацию, способность изменять размеры в масштабах Вселенной, проникать в сознание других, исполнять все свои желания. Все это — только лишь промежуточные результаты, своего рода индикаторы перехода на следующую ступень. Веды призывают идти дальше и осознать свою истинную природу чистого духа. Осознавший себя начинает видеть себя частью Высшей Истины, а всех окружающих — равными себе, вне зависимости от того, достигли они освобождения или нет. Так живое существо обретает ананду — вечное безграничное блаженство.
И учение магов Америки, и индийские Веды придают огромное значение личности учителя. Освобождения невозможно достичь собственными усилиями. Садхаке — духовному воину, вставшему на этот путь, необходима сила и поддержка свыше. «Мундака-упанишад» (3.2.4) подчеркивают, что Высшую Истину никогда не осознает тот, кто не получил духовной силы, кто ленив и кто поступает неправильно. Всегда есть опасность войти в контакт с демоническими существами и отклониться от первоначального пути. Вселенная бесконечно сложна, и никогда нет уверенности, с кем из множества могущественных живых существ соприкоснулся воин. Он может попасть в зависимость от них и надолго затормозить свое продвижение. Если воину посчастливится обрести поддержку истинного наставника из цепи ученической преемственности, он сможет обрести полное знание, избежать ловушек иллюзорной энергии и в должный срок перейти в высший духовный мир.
Текст: Сергей Коротков
Комментарий Василия Рюриковича Тушкина, востоковеда, переводчика, магистра философии, председателя Центра ведической культуры г. Владивосток, автора фильма «Кто ты, человек?»
Веды классифицируют все явления по трем гунам: невежество, страсть и благость. В гунах может находиться как цель, так и средства ее достижения. В середине 80-х я читал первые пять или шесть книг Карлоса Кастанеды. Последняя книга, которую я читал у него, была «Дар орла». Я слышал, что после этого было что-то еще, но я больше не читал. «Дар орла» мне понравился по цели: в момент смерти проскочить мимо этого черного орла, который пожирает сознание, и сохранить свою идентичность, войдя в вечность. На тот момент мне это казалось вершиной совершенства.
Но поскольку автор не пишет, что такое эта вечность и что, по сути, есть сознание, то это очень похоже на саюджйа-мукти (безличное освобождение). Тем не менее, как цель это может быть достаточно высоко оценено с точки зрения Вед, так как освобождение от плена материи непросто обрести обычным ведическим путем. Нужно пройти ступени дхармы (выполнения долга) — артхи (материального процветания) — благочестивой камы (удовлетворения чувств) — и только потом наступает мокша (то же освобождение).
При этом Веды всегда подчеркивают важность гуны благости как метода, ведущего к цели. У Кастанеды методы нельзя назвать благостными: это применение галлюциногенов и жестких практик, что явно связано с гунами невежества и страсти. Отсюда мой вывод: такие средства не могут привести к возвышенной цели, к единению с безличным аспектом абсолюта. Если человек, идущий этим путем, сохраняет свое сознание после смерти, Брахмана он явно не достигает. Скорее всего, он попадает в мир духов или, в лучшем случае, на Бхувар-локу, которая находится немного выше Земли.
Кроме того, у Кастанеды прослеживается идея развития сиддх (сверхспособностей) на основе физического и тонкого тел. С одной стороны, это очень привлекательно, но с духовной точки зрения это опасно: люди, которые обладают необычными способностями, как правило, очень горды, и это не позволяет им осознать Бога.
Бхакти-йога предлагает нам комплексный метод, который задействует тело, ум и душу в духовной практике. При этом одновременно все структуры человека очищаются. Бхакти-йога является наиболее естественной и комплексной практикой, позволяя нам развиваться на всех уровнях. Тело становится здоровее и крепче вследствие правильного питания и образа жизни; ум и разум становятся более чистыми и стабильными. Цель сформулирована предельно ясно и нет места сомнениям и спекуляциям. На уровне души человек получает совершенно уникальный опыт служения и преданности Богу, осознание своей вечной связи с Ним. Если мы поймем, что бхакти-йога включает в себя все аспекты остальных систем (деятельность, знание, медитация) и все это помножено на радостную преданность Кришне, тогда мы увидим ее преимущество над остальными системами и станет ясно, почему Кришна в «Бхагавад-Гите» рекомендует нам именно ее.