Этот праздник — символ торжества света над тьмой, истины над ложью, жизни над смертью. Огни Дивали освещают не только улицы городов, но и людские умы и сердца. Этот смысл проходит красной нитью по всем историям и легендам, о которых вспоминают в эти дни.
Возвращение Рамы
Шрила Прабхупада пишет: «Эту церемонию проводили обитатели Айодхьи, столицы Господа Рамачандры, когда Господь Рама возвращался туда после 14-летнего изгнания… В Его отсутствие страной правил Его младший брат, Бхарата, и, когда Рама вернулся в столицу, Он вновь принял власть из рук Своего брата. День Его воцарения — это и есть Дивали. Первоначальное название Дивали — Дипавали… «Дипа» — значит «светильник», а «бали» — «много». Когда зажигают много светильников — это называется Дипавали» (из письма Хамсадуте, 10 октября 1968 года).
Когда Господь Рамачандра возвращался в Айодхью после победы над Раваной, жители столицы приветствовали Его и Его спутников, зажигая вдоль дорог десятки и сотни тысяч глиняных светильников, чтобы осветить путь вернувшимся изгнанникам. Возвращение Рамы в Айодхью — яркий пример триумфа добра над злом.
Победа над Наракасурой
В канун Дивали (который празднуется в новолуние) люди вспоминают о подвиге Кришны, который в этот день одержал верх над жестоким демоном Наракасурой. Наракасура был так могуществен, что подчинил себе многих земных царей. Он уводил в плен девушек из покоренных им царских семей и держал их в заточении. В индийском обществе девушка, которая провела ночь в доме постороннего мужчины, считалась достойной осуждения, и несчастные царевны понимали, что отныне они навек опозорены, и надеяться им не на что. Поэтому они молились Кришне, прося, чтобы Тот освободил их. Кришна выполнил их просьбу. Он не только убил жестокого Наракасуру и даровал девушкам свободу, но и взял всех их в жены, таким образом оградив от позора и бесчестия.
Подарки в Дивали
Дивали — фестиваль не только огней, но и подарков. Обмен подарками — значительная составляющая духовной традиции вайшнавов. Великий святой Шрила Рупа Госвами писал: «Приносить дары и принимать дары, поверять свои мысли и спрашивать о сокровенном, принимать прасад и угощать прасадом — таковы шесть проявлений любви, которую преданные испытывают друг к другу».
В Индии ни в один другой день года не дарят столько подарков, как в Дивали. В этот день торговцы устраивают распродажу, и полки магазинов пустеют в мгновение ока. Говорят, причина этого в том, что Дивали посвящен богине процветания Лакшми и потому ассоциируется у людей с богатством и достатком. В этот день принято кутить, проматывать деньги. Однако тратиться на себя считается дурным тоном — поэтому нужно покупать подарки и задаривать всех знакомых. На Дивали принято угощать друг друга (в том числе и соседей, а то и каждого встречного) сладостями, и таким образом выразить свою любовь и расположение. Таким образом, Дивали превращается в праздник радости и любовного взаимообмена. В дни фестиваля популярны некоторые особые подарки: монетки с изображением Лакшми и Ганеши, Божества и предметы для поклонения.
В наши дни, конечно, характер подарков в Индии изменился по сравнению с ведическими временами. Сегодня это все чаще технические диковины, предметы искусства, драгоценности, часы и т.п. А сладости и сухофрукты для угощения продаются в особых стилизованных упаковках-корзиночках «а-ля Дивали».
Не только индусы
…празднуют Дивали. В этот день сикхи зажигают огни вдоль дороги к Золотому храму в Амритсаре, тем самым отмечая годовщину возвращения из плена одного из своих гуру — Гуру-говинда Сингха. А джайны посвящают этот день памяти одного из своих основателей Махавиры.