Чарльз Дарвин
<p>Мы живем в парадоксальном обществе, где принято отбрасывать нравственные ограничения как случайно уцелевшие архаизмы — и одновременно любое смелое действие, даже в области науки, строго табуировано. Казалось бы, наука, история которой знает не меньше мучеников, чем любая религия, должна смело принимать и анализировать новые гипотезы — но на деле этого не происходит.</p> <p>В современной науке существует ряд теорий, которые принято считать основополагающими и, если ученый хочет «приподнять завесу», построить иную, отличающуюся от общепринятой картину мира, то он серьезно рискует своей репутацией, что в кругах интеллектуальной элиты равносильно смерти. Знал ли американский ученый Майкл Кремо, когда писал «Запрещенную археологию», а затем «Деволюцию человека», на что идет?</p>

Конечно, опытный писатель и член многих уважаемых научных организаций Кремо не обладал наивностью новичка. Но во имя истины он сделал этот рискованный шаг и не прогадал. Его «Запрещенная археология» является ныне одной из самых популярных книг по археологии. Новая книга, «Деволюция человека», которая была представлена в Библиотеке иностранной литературы в Москве 11–16 ноября, является продолжением «Запрещенной археологии». Сам автор подчеркивает, что в «Деволюции человека» он обратил особое внимание на связь ведического знания и современных открытий в области археологии. Презентация книги вызвала неподдельный интерес представителей самых разных областей знания.

Лекцию автора аудитория выслушала со вниманием. Бурной полемики не было, так как аргументация Майкла Кремо была подобрана чрезвычайно тщательно и скрупулезно, а слушатели уже и раньше сталкивались в своих собственных исследованиях с многочисленными загадками происхождения человека. Вот только для большинства присутствующих эти отдельные факты представлялись случайной россыпью, которую не удавалось до последнего времени связать воедино. Майкл Кремо представил присутствующим не просто новую книгу, а стройную схему устройства мироздания, основанную на свидетельствах Пуран, летописей древней Индии. В Пуранах говорится о существовании людей на земле в таком отдаленном прошлом, что это наносит сокрушительный удар по повсеместно принятой теории эволюции Дарвина. По этому поводу не лишенный юмора Майкл говорит: «Некоторые в шутку называют меня новым воплощением Дарвина, который родился вновь, чтобы исправить серьезные недочеты в своей теории. Сам я буду считать свою работу успешной, если теория Дарвина займет в науке и общественном сознании то место, которое заслуживает — как одна из возможных, причем довольно противоречивых, гипотез происхождения человека, не более того».

Чарльз ДарвинВ Индии, где ученые и общество в целом глубже знакомы с наследием ведических мудрецов, книга М.Кремо вызвала настоящий фурор. Преобладающим становится мнение, что научное идолопоклонство до добра не доводит, а, напротив, обедняет современную науку и мешает ей развиваться. Поэтому на страницах печати все чаще появляются статьи, посвященные тому, чтобы знакомить читателей с альтернативными концепциями, оставляя за ними право самим решать, во что верить.

Кремо делает большое дело. Он доказывает, что мифы и сказания могут служить информацией для научного поиска. Как сказала индолог Евгения Ванина: «Я считаю, что утверждения Майкла Кремо очень важны, поскольку они показывают… что произведения древней традиции могут рассматриваться в качестве источника информации. Ученые склонны причислять все, что говорится в Ведах, Пуранах, „Рамане“ и „Махабхарате“, к разряду вымыслов и мифов; они не видят в них полезной информации…Я уверена, что нужно пересмотреть этот подход к древним и относящимся к раннему средневековью индийским текстам».

Появившаяся на русском языке книга «Деволюция человека. Ведическая альтернатива теории Дарвина» будет представлена не только в Москве. Ученый посетит со своими лекциями Ярослав, Владимир (где примет участие в научно-практической конференции по «Махабхарате»), побывает в Перми и Екатеринбурге.

Елена Гимадиева