Джаганнатха Пури
<h3>Из книги «Древие идеи для современного общества»</h3> <p>Когда началось мусульманское завоевание Индии, в стране на ее востоке, которая сейчас известна как штат Орисса, был с большим успехом применен важнейший социальный принцип Вед — «Ишавасьям идам сарвам», то есть «Владыка всего — Бог». Там, на побережье Бенгальского залива, находится древний центр паломничества — Пурушоттама-кшетра, «земля Верховной Личности», в котором по сей день поклоняются Кришне, а также Его брату Балараме и сестре Субхадре, олицетворяющим духовную мощь и энергию Господа.</p>

Где бы ни находились Кришна и Арджуна, там непременно будет великая сила и нравственная чистота, изобилие и победа.

«Бхагавад-гита», 18.78

«Пурушоттама» (Верховная Личность) — одно из Его имен, которое встречается в «Бхагавад-гите» и других писаниях. Но гораздо чаще употребляется другое имя Кришны — «Джаганнатха», которое означает «Владыка Вселенной». Джаганнатха — это и есть Верховная Личность, включающая в Себя все аватары (формы) Вишну. Однако в Ориссе Кришне, Балараме и Субхадре поклоняются все: и вайшнавы, и буддисты, шиваиты, джайнисты, шакты, почитатели Сурьи, Ганеши и др., и при этом они следуют разным учениям. Рамаитам Владыка Вселенной открывается как Господь Рамачандра, а для буддистов Он — Ади-Будда (изначальный Будда). Даже имперсоналисты поклоняются Джаганнатхе (они считают Его наивысшим проявлением безличного Абсолюта). Хотя «Джаганнатха» — это имя Всевышнего, которое приводится во многих ведических источниках, оно приемлемо не только для кришнаитов, но и для тех, кто понимает Истину по-другому.

Конник Владыки Вселенной

Джаганнатха ПуриИ раз Джаганнатха — Владыка Вселенной, значит, Он же и Владыка Ориссы. В тринадцатом веке от Рождества Христова, когда мусульмане уже захватили большую часть соседней Бенгалии, орисский царь Анангабхимадев Третий особым указом объявил себя «роутом» (букв. «конником», то есть воином), слугой подлинного Царя Ориссы — Джаганнатхи. Джаганнатхе стали не только поклоняться как Богу, но и воздавать почести как царствующей особе. А среди роутов — правителей Ориссы — сложилась традиция во время главного ежегодного праздника, Ратха-ятры, лично подметать дорогу перед колесницей Господа. Тем самым они являли не только свое смирение, но и наглядный урок всему народу: любой труд, совершаемый во имя Господа, достоин всяческого уважения. Тот, кто действительно трудится во имя Бога, никогда не теряет энтузиазма. Сердце такого человека постепенно очищается, и в нем развивается любовь к ближнему и желание слушать о Боге. В этом заключается облагораживающая роль такого труда.

При Анангабхимадеве Третьем мусульмане неоднократно нападали на Ориссу, но орисская армия под предводительством умелого «конника Джаганнатхи» каждый раз давала им достойный отпор. Его преемник Нарасимхадев Первый не стал дожидаться очередного нападения, а сам атаковал войска, скопившиеся у северной границы Ориссы. Разгромив их, он занял юго-западную Бенгалию. Его смогли вытеснить из Бенгалии только через десять лет, с помощью делийского султана, а на саму Ориссу потом долго никто не осмеливался нападать. Тот же правитель и столь же успешно защитил и южные пределы Ориссы от недружественных соседей. В память о победах Нарасимхадева Первого был построен величественный храм Солнца в Конарке.

Джаганнатха ПуриПосле возведения наиболее крупных храмов в Ориссе начался период, когда наряду с многочисленными санскритскими поэмами и трактатами появились и важнейшие произведения на местном языке ория. Прежде всего была написана орисская версия Махабхараты (еще более длинная, чем санскритская), в которой геройские деяния Арджуны и его братьев, живших несколько тысяч лет назад и действительно посещавших Ориссу, приближены к реалиям средневековой Индии. Рамаяна и другие основные ведические писания также были переложены на ория. Тогда же Шридхара Свами, прославленный сын Ориссы, написал первый полный санскритский комментарий к «Шримад-Бхагаватам». Орисские национальные ремесла, искусства (в том числе знаменитый храмовый танец одисси), обычаи, философия неразрывно связаны с поклонением Джаганнатхе.

Из найденных учеными донесений вражеских шпионов явствует, что в Ориссе того времени все жили в просторных домах и ни в чем не нуждались, а солдаты поддерживали свою физическую форму с помощью упражнений, требующих недюжинной силы. «Такого богатства и такой силы мы не видели нигде». Почитатели великого полководца Ханумана создали отряды, специально предназначенные для защиты храма Джаганнатхи. Моральный дух народа был исключительно высок. Несколько столетий (!) сохранялась уникальная ситуация, когда Орисса, окруженная со всех сторон либо враждебными государствами, либо океанскими водами, не просто оставалась независимой, а процветала и в экономическом, и в духовном отношении.

Безусловно, большую роль играл личный пример правителей, вдохновлявший всех добросовестно выполнять свои обязанности в духе служения Джаганнатхе. Вот как те же шпионы описывали утро правителя из Сурья-вамши (Солнечной династии). Он просыпался за два часа до рассвета и, прежде чем взглянуть на кого-то другого, выражал почтение двум брахманам (ученым священнослужителям).

Потом он вместе с шестнадцатью ближайшими сановниками отправлялся на конную прогулку. Вернувшись во дворец, царь совершал омовение и проводил утренний ритуал поклонения Джаганнатхе. После завтрака он читал вслух Священное Писание, а затем приступал к государственным делам.

Некоторые орисские историки прямо говорят: все было прекрасно, пока правители придерживались этого распорядка. Как бы то ни было, с гибелью последних царевичей Солнечной династии начался закат Ориссы. В конце концов она все же была захвачена, и все сферы ее жизни, в том числе религиозная, пришли в упадок.

Красота, которая спасает

Но и мусульмане тоже были неравнодушны к Джаганнатхе. Среди самых известных святых, которые жили в Пури и поклонялись Джаганнатхе, есть и выходцы из мусульманских семей. Почти курьезный случай произошел в 1736 году, когда мусульманский правитель Ориссы не просто разрешил, а ПРИКАЗАЛ возобновить богослужения в храме Джаганнатхи. А через десять лет французский капитан, чей корабль был чудесным образом спасен от неожиданно появившейся гигантской волны в Бенгальском заливе, преподнес в дар Джаганнатхе большой колокол. Этот колокол, который изготовили и везли для католического храма в Пондичерри, до сих пор находится в храме Джаганнатхи в Пури. Недаром Кришну называют «всепривлекающим». Кришна и есть та Красота, которая спасает.

В Махабхарате (в 71-ой главе «Удьога-парвы») объясняется, что имя «кришна» обозначает Абсолютную Истину и состоит из двух частей: криш и на. Глагольный корень криш имеет значение «привлекать» (от этого корня образованы русские слова «красота», «красивое», то есть «то, что привлекает»). А на означает «блаженство (ананда)». «Движение сознания Кришны пытается сосредоточить внимание людей на Кришне, так как благодаря этому вся их деятельность станет полной красоты и блаженства» (из комментария Шрилы Прабхупады к «Шримад-Бхагаватам», 10.13.8).

Эпоха духовного взлета

Джаганнатха ПуриОрисса меньше многих других частей Индии находилась под властью чужеземцев, поэтому она хорошо сохранила свою самобытную и глубоко религиозную культуру. Там и древнейшие храмы, и наскальные эдикты императора Ашоки; туда приходили и знаменитый философ Шанкарачарья, и крупнейшие представители всех течений вайшнавизма. А время наивысшего духовного взлета Ориссы — это первая треть шестнадцатого века, когда в ней жил знаменитый проповедник бхакти (преданности Богу) — Шри Чайтанья Махапрабху. Он родился в Бенгалии и положил там начало движению санкиртаны (совместного пения имен Бога). Затем Чайтанья обошел с проповедью многие районы Индии, а вторую половину жизни провел в Пури (орисские историки до сих пор называют эти годы «эпохой Чайтаньи» и отводят им отдельную главу в своих трудах). Но и в это время Его проповедью была охвачена практически вся Индия, потому что в Пури, как и сейчас, отовсюду стекались сотни тысяч паломников. И до, и после этого многие в Индии выступали против монополии кастовых брахманов на знание Высшей Истины, которую те, как правило, считали безличной. Уникальность движения Чайтаньи заключается в том, что Он и Его помощники, сами будучи представителями высших брахманских каст, именно на основе ведических писаний доказывали, что Абсолют — это Личность и что даже человек низкого происхождения, если он знает науку о Кришне, может стать духовным наставником для всех слоев общества. И словом, и личным примером они учили, что истинное духовное совершенство — это бескорыстная любовь к Богу; а самой высокой стадии этой любви достигает душа, которая испытывает острое чувство разлуки со своим Божественным Возлюбленным:

Миг разлуки с Тобой, о Говинда,
Для меня словно тысячи лет.
Слезы льются из глаз моих ливнями,
Пуст без Тебя целый свет.

(Шри Чайтанья Махапрабху, «Шикшаштака», 7)

Когда в Пури пришел Гуру Нанак (основатель сикхизма), он, Чайтанья и их спутники вместе танцевали и пели, прославляя Бога. Среди последователей Чайтаньи были и лучшие из брахманов, крупнейшие знатоки Вед, известные на всю Индию, и те, кто вообще не принадлежал к индусскому обществу. Харидасу Тхакуру, родившемуся в мусульманской семье, Чайтанья присвоил титул «намачарьи» — наставника в служении Святому Имени. Подлинное боговластие и высочайшее богосознание были явлены в Золотом веке Ориссы, всего пятьсот лет назад.

Битва с невежеством

orissa-puri4Сам Шри Чайтанья Махапрабху не проповедовал за пределами Индии, однако Он предсказал, что в будущем великий сенапати-бхакта (предводитель слуг Бога) распространит это учение по всей Земле. Это предсказание сбылось через четыреста с лишним лет. Я не знаток астрологии, но, должно быть, вторая половина 1896 года, когда родился Шрила Прабхупада, была особенно благоприятной для появления великих полководцев: ведь тогда же родились и два крупнейших военачальника двадцатого века — Георгий Константинович Жуков и Константин Константинович Рокоссовский. (Короткая справка для тех, кто совсем не знает историю: эти два полководца сыграли выдающуюся роль в Великой Отечественной войне, поэтому парадом Победы на Красной площади 24 июня 1945 года командовал маршал Рокоссовский, а принимал тот парад маршал Жуков.)

Отправившись в семидесятилетнем возрасте за океан, Шрила Прабхупада развернул всемирную битву с невежеством. Некоторые люди, не понимающие различия между материей и духом, считают своим религиозным долгом бороться с последователями других учений. Но Шрила Прабхупада явил истинный смысл духовной «войны», о которой говорится в самых разных религиозных традициях. За двенадцать лет (1965-1977) Шрила Прабхупада около пятнадцати раз объездил весь земной шар и открыл больше ста ведических храмов. Благодаря ему имя «Кришна», которое до этого за пределами Индии слышали лишь немногие, прозвучало и продолжает звучать и в обеих Америках, и в Африке, и в Австралии, и в Евразии. Бойцами его армии были тысячи учеников-проповедников, а оружием — Святое Имя и более шестидесяти томов по ведической философии, написанных Шрилой Прабхупадой в те же годы (и переведенных с тех пор на многие десятки языков). Он объяснял, что отождествлять себя с бренным телом — это ошибка, что вечная душа и Бог действительно существуют и что все это можно реально осознать, если повторять и петь имена Господа. Шрила Прабхупада учил тому же, что и Шри Чайтанья Махапрабху, поскольку принадлежал к той же непрерывной цепи духовных учителей.

Великая песня любви

Согласно ведическим писаниям в нашу эпоху, Кали-югу, обрести духовное освобождение можно, только призывая имя Бога. «Брихан-нарадия-пурана» провозглашает: «Имя Бога, имя Бога, только имя Бога — в век Кали нет иного пути, нет иного пути, нет иного пути». А в «Кали-сантарана-упанишаде» (трактате о том, как спастись в век Кали) дан более конкретный совет:

«Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе, Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе — эти шестнадцать имен уничтожают пороки Кали-юги, и лучшего средства для этого не найдешь, даже изучив все Веды». «Шестнадцать имен» — это всего три важнейших имени в определенном сочетании, которое называется маха-мантрой, «великой мантрой», ибо она способна даровать тем, кто произносит ее, не просто освобождение, а любовь к Богу. «Кришна» и «Рама» — это имена Самого Бога, Верховного Повелителя, а «Харе» — обращение к вселенской Матери, женскому духовному Началу. Эта маха-мантра неоднократно упоминается в Упанишадах и Пуранах, и ее поют и повторяют последователи разных ведических школ. Далеко не случайно во всех религиозных учениях есть указания на особую важность и могущество Божественных Имен. Шрила Прабхупада просил всех повторять либо специально рекомендованную для нынешней эпохи ведическую мантру Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе, либо другие имена Абсолютной Истины, которые приводятся в Священных Писаниях.