noimage
<p>Рассказы о личных духовных переживаниях всегда были и останутся интересным, а иногда — даже захватывающим чтением. Причина этого в том, что все мы находимся на пути духовного поиска своей собственной сущности, осознаем мы это или нет. Если мы осознанно следуем духовному пути, события нашей жизни обретают иное значение. В действительности, лишь тогда наша жизнь обретает истинный смысл. Маршрут к вершинам Гималаев проходит через множество предгорных холмов. Мы будем постепенно продвигаться вверх, несмотря на множество вынужденных спусков. Только достигнув вершины, мы сможем оценить значимость ее предгорий, без которых сам пик не был бы таким чудесным.</p>

Духовный поиск Вальтера Айдлица подобен такому восхождению. Что касается трудностей на его пути, то вряд ли можно представить более неблагоприятные обстоятельства, при которых могли бы взойти плоды просветления.

Еврей по национальности, родом из Германии, он оказался в концентрационным лагере во время Второй Мировой Войны. Он оставил семью в Германии и отправился в Индию, стремясь найти Бога. Жена любила Вальтера достаточно сильно, чтобы с уважением отнестись к его многолетнему духовному поиску, принесшему плод, которым он поделился с ней после своего возвращения.

Во время путешествия в Гималаи, он оказался в заключении, лишившись возможности осуществить свой план. Но колючая проволока не убила его страсть к просвещению. Айдлиц нашел своего гуру в бараках концентрационного лагеря. Темнокожий, пожилой индиец, облаченный в традиционные одежды, с белой бородой — вот кого искал Айдлиц, руководствуясь сформировавшимися за годы представлениями о гуру. Однако сердце привело его к человеку, представшему перед ним наголо обритым европейцем. Как и Айдлиц, он был родом из Германии, однако на своей родине они вполне могли оказаться по разные стороны баррикад по причине еврейского происхождения Айдлица.

За последнее время было много сказано о «кончине института гуру». Однако, оставив в стороне философию и неудачный опыт поиска духовного наставника, можно увидеть, что проникнутые любовью отношения между Айдлицем и его гуру являются свидетельством того, сколь многозначительными и проникновенными могут быть узы, соединяющие истинных учителя и ученика. В этом мире очень трудно найти более желаемые отношения, основанные на взаимном уважении и любви.

Глубина духовного опыта автора выражена во всеобъемлющем охвате описываемых событий, а также в том, как он отстаивает выбранный путь. Применяемый им способ защиты взглядов — очень ненавязчив, потому что основан на личном опыте, а не на догме. Из множества духовных путей Индии Айдлиц выбирает путь бхакти-марга, путь преданности, которому учил Шри Чайтанья. Он не является бхара бахи вайшнавом, то есть преданным, который несет бремя внешних обозначений, позволяющих отнести его к определенной группе верующих. Однако такие преданные не понимают основ традиции. Айдлиц является шарагархи вайшнавом — преданным, который постиг суть учения и поэтому способен видеть эту суть во всем, что предстает его взору, вне зависимости от того, в какие одежды облачаются верующие.

Айдлиц впитал в себя весомые знания и делится ими с читателями. Тем самым он дает человеку, вставшему на путь духовного поиска, способность различать, ведь зачастую люди склонны к чрезмерно упрощенному пониманию духовности. Повествование Айдлица не обременено метафизическими вопросами, когда он говорит о природе духовности. Читателю открывается внутренняя борьба самого Айдлица и его последующий триумф в окружении неблагоприятных внешних условий. Его личный опыт свидетельствует о возможности практического применения возвышенных идеалов в жизни обычного человека. Айдлиц написал эту историю более 40 лет назад, и все же она остается свежей и интересной, предлагая ценные наблюдения для всех, кто стоит на пути духовного развития, вне зависимости от их религиозных взглядов.

Вальтер Айдлиц
предисловие к книге «Путешествие в неизвестную Индию»