noimage
<p>Дварака (или «Дварка» — так сегодня называют ее жители Гуджарата) в том виде, в каком она пережила пик своего расцвета, никогда уже не предстанет перед людьми. Легендарный город золота, древняя столица Кришны — сейчас она лежит на дне Аравийского моря, и еще сорок лет назад рассказы о ней считались лишь красивой легендой, и не более. Необычайны и дивны описания Двараки, приведенные в Пуранах — сказаниях древней Индии: «Новый город посреди моря был построен очень добротно: в нем были прямые дороги, широкие улицы и переулки, а также чудесные сады и парки, где росли… деревья желаний…» Но легенда рассказывает нам и о трагическом конце чудесного города. «Харивамша» повествует о том, как после ухода Кришны из этого мира морские волны поднялись, и пучина скрыла Двараку от людских глаз — словно город не смог вынести разлуки со своим великим господином и ушел на дно</p>

«Мудрее всего время, ибо оно раскрывает все» — сказал древний философ Фалес Милетский. Кто-то добавит: не только мудрее, но и могущественнее, ведь никому не под силу противиться времени. Г.Р. Державин за несколько часов до смерти написал:

Река времен в своем стремленьи
Уносит все дела людей
И топит в пропасти забвенья
Народы, царства и царей…

Волны прошедших веков смывают с поверхности земли не только людей и их мелкие творения, но и народы, и цивилизации, и города… Некоторым городам удается выстоять под ударами этих волн — как стоят скалы даже в самую сильную бурю, иные же уходят под воду — и в прямом, и в переносном смысле.

Некоторым городам древности было суждено обрести новую жизнь. Некоторым — как, например, древнему Виз?нтию или Риму — даже стать столицами нового мира. Иные же ушли безвозвратно — заросли травой, как Вавилон, или же, как Троя, покоятся под слоем земли, ожидая своих Генрихов Шлиманов…

Дварака (или «Дварка» — так сегодня называют ее жители Гуджарата) в том виде, в каком она пережила пик своего расцвета, никогда уже не предстанет перед людьми. Легендарный город золота, древняя столица Кришны — сейчас она лежит на дне Аравийского моря, и еще сорок лет назад рассказы о ней считались лишь красивой легендой, и не более. Необычайны и дивны описания Двараки, приведенные в Пуранах — сказаниях древней Индии: «Новый город посреди моря был построен очень добротно: в нем были прямые дороги, широкие улицы и переулки, а также чудесные сады и парки, где росли… деревья желаний… В городе было также множество дворцов и ворот… Почти все дворцы были необыкновенной высоты. В каждом доме имелись погреба, где стояли большие золотые и серебряные сосуды для хранения зерна. В комнатах было много золотых сосудов с водой. Стены спален были инкрустированы самоцветами, а полы выложены мозаикой из драгоценного камня мараката».

Но легенда рассказывает нам и о трагическом конце чудесного города. «Харивамша» повествует о том, как после ухода Кришны из этого мира морские волны поднялись, и пучина скрыла Двараку от людских глаз — словно город не смог вынести разлуки со своим великим господином и ушел на дно. «По-видимости, Двараку накрыла волна цунами огромной силы, которая сбросила со стен огромные камни, из которых они были сложены. Это, вероятно, привело и к тому, что река Гомати изменила свое русло, как о том свидетельствует в своем докладе археолог К.Х. Вора» — говорит знаменитый исследователь Двараки археолог д-р Рао.

Геологические исследования и данные аэрофотосъемки подтверждают свидетельства древних сказаний и говорят нам о том, что несколько тысяч лет назад на побережье Гуджарата и в некоторых районах внутри страны разразилась невиданная катастрофа, сопровождавшаяся затоплением прибрежных территорий, опустыниванием огромных пространств и пересыханием целой сети рек, из которых крупнейшей была легендарная Сарасвати. Начавшись с цунами, катастрофа растянулась на много столетий — стихия утихла лишь к середине второго тысячелетия до нашей эры.

История современной Двараки

Легендарная Дварака ушла под воду, однако на побережье, неподалеку от того самого места, стоит теперь небольшой городок с тем же названием — по европейским меркам тоже довольно древний. Первые упоминания о нем относятся к 574 году и говорят, что и в то время Дварака («новая», разумеется) была столицей — столицей царства Саураштра. Упоминает летопись и о том, что эта самая Дварака некогда была городом Кришны. Археологические свидетельства подтверждают, что на этом месте, начиная с древнейших времен и до наших дней, существовало как минимум шесть поселений, которые одно за другим уходили в небытие, поглощаемые временем и морем.

В первых веках до нашей эры в Двараке был построен первый из известных нам храмов Кришны. От него осталось немного — лишь цоколь. Облицованная известняком поверхность его каменной кладки сохранила на себе остатки росписи, сделанной красной охрой. Море уничтожило этот храм, и на его месте был построен новый, также разрушенный временем и волнами. Третий храм относится уже к IX веку, но через триста лет после его строительства ураган разрушил его купол, оставив только каменное основание и стены. Нынешний храм строился постепенно. Отдельные части его датируются XII-XIII веками, некоторые — XVI веком, однако Джагад Мандир — центральная часть, сохранил те самые камни, на которых был построен тот, первый, храм. Зал, расположенный перед алтарем, богато украшен каменной резьбой, а купол над ним поддерживают шестьдесят колонн, каждая из которых вытесана из цельного камня. Высота храма — 47 метров.

Одиссея доктора Рао

Рассказы о древнем городе, ушедшем под воду, долгое время не давали покоя индийским археологам. Первые попытки провести раскопки в Двараке были предприняты в 1963 году, когда ученым из Археологической службы штата Гуджарат удалось найти немало ценных артефактов. Однако по-настоящему интересные открытия начались почти два десятилетия спустя, в 1979 году, когда в Двараку прибыл известный археолог д-р С.Р. Рао.

Ученый вспоминает: «Когда я работал над реставрацией храма Дваракадхиши в Двараке (на суше), нам пришлось разрушить здание напротив, и там я нашел остатки храма Вишну, датируемого девятым веком. Мне стало любопытно, и я стал копать глубже, на десять метров. Было это в 1979-80 годах, мы работали на берегу. Мы нашли еще два древних храма, уцелевшую стену и изображения Вишну. Мы стали копать дальше и на самом дне обнаружили размытые камни древней городской застройки. Встал вопрос датировки города, уничтоженного морем. Термолюминесцентный анализ дал 1520 год до н.э. В „Махабхарате“ говорится о Двараке, поэтому мы подумали о морской археологии. Опыта в этом деле у меня не было никакого. Для Индии того времени это было в новинку. Академия Наук Индии выделила нам немного денег, и я отправился в Национальный Институт Океанографии, в Гоа. Там нашлись аквалангисты, и в 1981 году мы приступили к работе. Но по-настоящему все началось в 1982. Мы взяли в аренду лодки. Первые находки мы обнаружили в Бет Двараке (остров в нескольких километрах от современной Двараки — П.В.) — местная традиция говорит о древности этого места… В Кушастхали мы нашли стену, 560 метров длиной, видную с берега. Обломки керамики были датированы 1528 годом до н.э. Довольные тем, что находимся на верном пути, мы продолжили поиски. Дальше мы нашли еще одну интересную вещь — печать (мудру). В „Махабхарате“ говорится, что Кришна повелел всем жителям Двараки носить с собой печати».

На печати, найденной доктором Рао, было изображено трехголовое чудище с головами быка, козла и единорога, что соответствует описаниям «Харивамши». Печати осторожно датируют началом второго тысячелетия до нашей эры, однако не исключено (и даже вероятно), что они гораздо старше.

Первоначально поиски велись на суше, в районе деревни Балапур, где береговая зона протянулась довольно широко, и во время отлива обнажаются сотни метров морского дна. Поиски затруднялись тем, что вода отступает от берега лишь на три-четыре часа в сутки, и вести серьезные раскопки в таких условиях практически невозможно. Но даже при этом в обнажившемся слое земли были найдены остатки домов — каменные фундаменты, осколки керамики и заготовки для изделий из морских раковин (вероятно, дома древних ремесленников). Уровень грунтовых вод не позволил археологам копать глубже. В то же время, чуть подальше от берега были обнаружены многочисленные артефакты, говорящие об истории этих мест: осколки керамики с арабским орнаментом (ранее средневековье), красный фаянс (первые века нашей эры), фрагменты надписей на языке брахми (I-II вв. н.э.), а также несколько осколков пост-хараппского времени (конец 2-го тысячелетия до н.э.) Дальнейшие раскопки было решено перенести на более позднее время — так сложились обстоятельства.

4 января 1988 года археолог Раджан и фотограф Сирсатх, обследуя приливную зону в районе Балапура, обнаружили загадочные остатки каменной стены, которые показывались из воды лишь на короткое время, а во время максимального подъема моря скрывались под толщей воды на два метра. Общая протяженность стены составила 558 метров. Несомненно, это строение, представляющее собой шестиугольную, массивную ограду полутора метров высотой, сложенную из обтесанных и плотно подогнанных друг к другу камней, было творением рук человека. По нескольким обломкам керамики, обнаруженным поблизости, был установлен возраст сооружения — середина второго тысячелетия до н.э. Три с половиной тысячи лет! Время гибели цивилизации Хараппы и Мохенджо-Даро!

31 декабря в Двараку прибыло исследовательское судно «Ведавати», оснащенное оборудованием для подводных работ, эхолотами, компрессорами, подъемниками и т.п. Несколько дней фотографы обследовали и расчищали затопленные строения древнего города, частично разрушенные, частично скрытые под слоем осадочных пород и водорослей. Поиски охватили пятисотметровую зону, протянувшуюся вглубь моря от древнего храма Самудра-Нараяны, стоящего на самом берегу. 3 января были обнаружены новые остатки каменных строений — полукруглой крепости.

Раскопки продолжались в нечеловечески тяжелых условиях — море стало неспокойным, и команде исследователей временами приходилось несладко. Однако дела шли, и древняя Дварака все больше и больше приоткрывала свои тайны. Якоря, поврежденная мраморная статуя, медный колокол, бронзовые детали древней колесницы, цилиндрическая колонна с квадратным основанием — все это было найдено за последующие недели.

Однако для дальнейших исследований нужно было более совершенное оборудование и более серьезная подготовка специалистов, и следующий этап исследований, начавшийся в 1989 году, был гораздо лучше спланирован и разработан. Целью новой экспедиции было определить границы затопленного города. Этот этап позволил археологам обнаружить на глубине семи метров разрушенные стены, бастионы и огромные каменные плиты.

Большие, хорошо обработанные глыбы известняка, использовавшиеся при строительстве затопленного города, были частично разрушены, но основание некоторых сооружений осталось нетронутым. Одно из подводных строений имеет вид полумесяца, и найденные поблизости полукруглые камни («чандрашилы»), которые в древних храмах служат первой ступенью при входе в храм, позволяют предположить, что на этом месте было культовое сооружение. Исследования продолжаются. Старший управляющий отделением подводных исследований Археологической службы Индии Алок Трипати говорит, что затонувшие строения еще только предстоит «опознать»: «Нужно определить, что это такое. Это фрагменты. Не хотелось бы называть это храмом или стеной. Это — часть какой-то структуры».

Поиски в океане и на суше продолжаются. В январе 2007 года Алок Трипати возобновил исследование Двараки и сделал немало ценных находок, среди которых — фрагмент деревянного бруса, найденный под водой и каким-то чудом уцелевший (он поможет ученым с датировкой) и небольшой клад из тридцати медных монет, найденный близ храма Дваракадхиши.

И в заключение…

«Когда Нарада прибыл в Двараку, он увидел там прекрасные парки с живописными цветниками и фруктовые сады с деревьями, усыпанными сочными плодами. Павлины и другие красивые птицы издавали чарующие звуки. Там были пруды, покрытые голубыми и красными лотосами, а также разнообразными лилиями. Среди этих цветов плавали белоснежные лебеди, а у кромки воды разгуливали журавли, и крики этих птиц оглашали берега. В городе было девятьсот тысяч огромных дворцов, построенных из лучшего мрамора, с серебряными воротами и дверьми. Колонны домов и дворцов были отделаны философским камнем, сапфирами и изумрудами, а пол излучал сияние. Нарада увидел, что все дороги, переулки, улицы, перекрестки и рыночные площади нарядно украшены. В городе было много жилых домов, дворцов собраний и храмов, один прекраснее другого. Все это делало Двараку поистине великолепной. Широкие улицы, перекрестки, переулки, аллеи, а также пороги жилых домов сияли чистотой. С обеих сторон каждой дороги росли кусты, а раскидистые деревья, посаженные через одинаковые промежутки, давали тень, укрывая прохожих от жарких лучей солнца».

А потом Кришна ушел, и морские волны накрыли Двараку. Море затопило прибрежные селения, цветущий край превратился в пустыню, а священная Сарасвати ушла в песок. Перед угрозой голода опустели города долины Инда, от которых остались лишь стены да улицы…

А потом с Запада пришли ученые, которые, увидев оставленные города, придумали фантастическую теорию арийского вторжения, согласно которой Ведическую культуру в Индию принесли полудикие кочевники — пришельцы с севера.

Владимир Пискарев