Если мы не изучаем науку о том, как воспитывать детей, то вероятнее всего дети будут воспитаны, мягко сказать, неудачно. Что происходит с детьми при неправильном отношении к ним? Что такое неправильное отношение? Как неправильное (без знания, как это делать) воспитание детей влияет на их будущую жизнь? Как наша цель в воспитании детей отражается на нас?
Слово «неправильное» означает: не по правилам, или не в соответствии с правилами. Часто люди говорят: «Почему я должен следовать чьим-то правилам? Я тоже могу придумать свои, личные правила и жить по ним». И чтобы еще больше утвердиться в этом, они говорят: «Меня воспитывали мои родители так, как их воспитывали их родители и ничего, жили же как-то…».
Действительно, чаще всего так и бывает, что способы воспитания, семейные ценности, семейные традиции переходят из поколения в поколение. И, кстати, обратите внимание, что результаты такого воспитания тоже передаются по семейной цепи. Например, когда ребенок с рождения видит, как папа или мама курят, то постепенно он встраивает в себя понимание, что курить это норма. А иногда даже «правило», поскольку «мой отец курит, дед курил, прадед тоже курил, значит, я буду курить. Ведь это по-мужски». Это пример неосознанного, неправильного воспитания, ведь родители, как правило, не хотят, чтобы их дети курили. Однако личный пример родителей, оставляет в характере ребенка очень сильный отпечаток.
Есть и примеры осознанного неправильного воспитания, на первый взгляд, хорошие, когда родители, например врачи, хотят, чтобы их дети тоже были врачами и внуки тоже. И поэтому они с самого детства воспитывают их в этом духе. Вряд ли папа, посвятивший свою жизнь спорту или бизнесу, считающий, что ребенок должен пойти по его стопам, может увидеть в сыне врача, а в дочери учителя.
Часто бывает, что дочь, видя, как мама на ее глазах разводится с папой и потом перебирает мужчин в поисках идеала, взрослея, невольно привыкает видеть причину неустроенности в своей личной жизни в ком угодно, но только, не в себе. Все родители, без исключения, воспитывают своих детей. Разница только в том, как они это делают и на основе какого опыта и каких знаний. Однако мало кто задумывается, что все эти типы отношений и воспитания, даже придуманные нами, тоже подчиняются определенным правилам. И опираясь на мудрость ведической науки, я предлагаю рассмотреть, по чьим правилам мы воспитываем своих детей, часто думая, что это наши личные правила.
Веды говорят, что всё в этом мире происходит под влиянием трех гун и все можно рассмотреть через призму этих гун. В переводе с санскрита, слово «гуна» означает «веревка» или «качество». Т.е. веревка, которая определенными качествами этого мира, притягивает к себе и оказывает непосредственное влияние на все сферы нашей жизни. Знания о том, какие бывают гуны и как они влияют на нашу жизнь, помогут нам понять к чему приведет тот или иной подход к воспитанию детей. Чтобы было более понятно, мы коротко рассмотрим все гуны и цели, которые преследует семья в воспитании на их основе.
Первая гуна с благозвучным названием — САТТВА.
Саттва-гуна, в переводе с древнейшего языка санскрита, означает — «гуна благости». Главными признаками гуны благости в человеке являются: постоянство (спокойствие ума, искренность), знание (чем знания больше, тем вариантов как поступать больше), счастье (в первую очередь внутреннее состояние счастья). Если рассматривать внешние проявления благости, то например, среди цветов к этой гуне относятся белый, желтый и все пастельные тона. Поэтому, если в вашем гардеробе преобладают такие цвета, то это значит, что Вы находитесь под влиянием гуны благости.
Среди времен года — это лето, а в сутках — утро. Среди энергий благость — это поддержание, т.е. способность сохранять то, что создано, в том числе и свое тело. В питании — это свежая, здоровая и приятная сердцу пища, которая увеличивает продолжительность жизни. В возрасте человека — это зрелость. В деятельности — это регулируемая и исполняемая без привязанности деятельность, в первую очередь на благо других. В понимании законов жизни — это когда человек знает, что следует делать и что нет, чего надо бояться и чего не надо, что связывает и что освобождает.
В классах общества — это учителя, священники, врачи, юристы. В заключении брака — это когда семья создается для совместного совершенствования, рождения и воспитания здоровых и разумных детей. В воспитании — это стремление родителей воспитать неэгоистичных детей. Это посильная задача, если родители сами стремятся жить неэгоистично. Культивировать неэгоистичность в детях очень просто. Например: в Ведах сказано, что прежде чем сесть за стол кушать, человек должен этой пищей кого-то накормить, по крайней мере, никогда не отказываться от этого при возможности. Можно угощать соседей, приглашать на обед друзей, можно накормить хотя бы птиц. Показывать пример в этом должны родители. Ребенку необходимо знать этот принцип: прежде чем он начнет кушать, сначала должен начать принимать пищу его папа. Он должен видеть, что прежде чем папа садится за стол, он тоже кого-то кормит. Мама, следуя этому принципу, начинает, есть после мужа, она всем раскладывает пищу. Когда ребенок видит все это, в нем культивируется желание дать, а не желание брать. Желание дать рождает сострадание. А если родители в семье культивировали жадность, а не желание давать, то дети не будут слушать родителей или будут, только пока они материально зависят от них. Тогда у родителей нет шансов влиять на детей, особенно во взрослой жизни. Часто это приводит к тому, что дети перестают уважать родителей. От этого и родители, и дети только страдают. Есть также другое понимание этого вопроса. Например, в ведических семьях, прежде чем есть, пища сначала предлагается Богу. Дети и родители читают определенные молитвы, которые означают, что сначала должен покушать Бог. Также пищу предлагают святым людям. Не всегда есть возможность кого-то покормить, но Бога можно покормить всегда. Пища, предложенная Богу, становится освященной, и Веды утверждают, что она сжигает грехи человека.
Человек, стремящийся к благости, культивирует в себе спокойствие, бескорыстие, самообладание, аскетизм, чистоту, терпение, ответственность, честность, знание, мудрость и религиозность.
Вторая гуна с огненным названием — РАДЖАС (раджо–гуна), что в переводе означает «страсть».
Признаки гуны страсти: активность, желания, непостоянство, беспокойство. Главным признаком является привязанность к результату и неудовлетворенность достигнутым. Попросту говоря, человеку в гуне страсти всегда мало. К этой гуне относится красный цвет, все яркое, броское. Весна — это проявление страсти в природе, когда все активно цветет, распускается, растет.
В сутках вся активность приходится на день. В энергиях гуна страсти проявляется через действия, т.е. созидание, творчество. Пища в страсти, слишком острая, горькая, соленая, пряная, сухая и горячая. Считается, что такая пища вызывает болезни, несчастья и страдания. В возрасте человека — это юность. Поэтому именно в юном возрасте, много энергии, желания наслаждать свои чувства, влюбленности и, конечно же, желание брать. В страсти деятельность исполняется с большими усилиями, ради удовлетворения желаний, проистекает из ложного эго. В этой гуне, человек не видит различия между религиозностью и безверием, между действиями, которые следует совершать и которые не следует. В обществе — это руководители, военные, бизнесмены.
Семья, созданная на основе гуны страсти — это семья стремящаяся к чрезмерному накопительству, к увеличению и улучшению внешних атрибутов жизни. В воспитании — это развитие в детях таких качеств как эгоизм, жадность, зависть. Родители, живущие в страсти, стремятся в первую очередь обеспечить свое чадо материально, купить детям квартиры, машины, устроить их в хорошее учебное заведение и не жалеют для этого времени, денег, сил. Но в результате это не приносит ни взрослым ни детям — ни счастья, ни удовлетворения. Поскольку они быстро забывают о родительских усилиях, поэтому их необходимо, прежде всего, воспитать хорошими людьми и научить их ценить чужую заботу. Очень большое заблуждение думать, что давая только материальные блага, мы выполним свой долг перед детьми и сделаем их и себя счастливыми.
Третья гуна — ТАМАС. На санскрите означает «невежество».
Отличительные признаки гуны невежества — это пассивность, незнание, апатия, лживость, упрямость, медлительность, печаль, заблуждение, сонливость. Такие люди не принимают никакие законы, обязанности и у них отсутствует чувство долга. К этой гуне относятся синий и черный цвета. Несложно догадаться, что зима — это время невежества, поскольку, в это время ничего не растет и холодно.
Темное время суток тоже относится к этой гуне. Невежество связано с энергией разрушения. Причем, заметьте, что страсть — это созидание, а благость — поддержание. Например: весной все расцветает, летом это поддерживается и дает плоды, а зимой разрушается. Питаться в невежестве, значит, разрушительно для организма: кушать несвежую, безвкусную, испорченную, приготовленную из непригодных продуктов пищу.
Люди, действующие в гуне невежества, не стремятся придерживаться никаких законов и правил. Такие люди, как правило, принимают безверие за веру, и, наоборот, под покровом иллюзии, тьмы всегда устремлены в ложном направлении. Чаще всего они занимаются физическим трудом и находятся в подчиненном положении. Семейные отношения, основанные на невежестве, обречены на ругань, ссоры и удовлетворение чувств в самых низших проявлениях. Естественно, что в такой семье ребенок будет воспитываться как сорняк.
Важно понять: что посеешь, то и пожнешь. Если в семье культивируется безделье, ребенок вырастет бездельником. Если лень, то лентяем. Если в семье грубые отношения друг к другу, ребенок вырастет грубияном. Если родственники не интересуются друг другом и не о ком не заботятся, то ребенок тоже ничем не интересуется и ни о ком не заботится.
Основой воспитания в семье является взаимоуважение. Только не стоит, придя домой, требовать от других уважения к себе — это произойдет, когда вы сами начнете менять себя. Если в семье есть взаимоуважение, то будет и хорошее воспитание. Ведические писания — это кладезь знаний, в том числе, и о том, как стать счастливым!