Упадок ведической культуры
<p>Являясь частичкой человечества, мы имеем право и на общечеловеческое наследие, которое оставили нам великие творцы прошлого. Поэмы Гомера и Гесиода, «Калевала», «Песнь о Гильгамеше», «Шах-наме», «Махабхарата»; Григорианский хорал, сочинения Моцарта и Бетховена, индийская классическая рага; русская икона, древнеримские мозаики и средневековые готические витражи — все это не просто порождения национальных культур далекого и не очень далекого прошлого, это и частички нашей с вами общей культуры. Над шедеврами не властны национальные и конфессиональные различия. Шедевры не признают границ. Данте, хоть он жил и в Италии и был предан ей до глубины души, — принадлежит всему миру, равно как и любой другой гений своей эпохи. Многие ли из нас чувствуют свою сопричастность мировой культуре, многие ли помнят о своем праве на творения рода человеческого? Если нет — тогда мы подобны богатым наследникам, у которых отбило память и которые вынуждены нищенствовать и скитаться вместо того, чтобы жить как цари.</p>

Из того наследства, которое досталось нам, не все является ценным. Какие-то творения прошлого — безделушки, которые время уничтожает быстрее всего. Предметы искусства, которые потакают самым низменным инстинктам человека, не живут долго, а если и выживают, то чаще всего случайно. Время хранит лишь то, что несет в себе вечные ценности. Но и такие творения не застрахованы от его ударов. Мы никогда не увидим ни утерянных трагедий Эсхила, ни второй книги Аристотелевой «Поэтики», ни сокровищ александрийской библиотеки, ни храма Артемиды Эфесской, сожженного Геростратом…

И среди тех скал, которые дольше всего сопротивляются волнам времени, самые крепкие — священные писания. В них сосредоточена вся людская мудрость, и даже то, что выше мудрости — вечный духовный опыт человечества, опыт общения с Богом. И первая из священных книг — Веды, писания древней Индии, колыбели человечества.

Знание — хорошее и не очень

Что такое Веды? Санскритский глагольный корень «веда» означает знание. Таким образом, Веды — это книги знания. Но знание знанию рознь, и в этом нет сомнения. Есть знание о том, как воровать. Есть знание, как сбывать награбленное. Как обманывать при игре в карты или кости — это целая наука!

Наука создала ядерное оружие. Наука отравляет воздух и море. Наука истязает животных в лабораториях. Таким образом, знание не всегда несет людям добро.

Веды учат другому. Они объясняют нам такие вопросы, которые, хоть и могут показаться каждому из нас отвлеченными, но при этом остаются актуальны всегда и везде, ибо говорят о вечном — душе, Боге, их отношениях, а также о времени и законах материального мира. Гимны Вед завораживают. Они кажутся непонятными, но от этого не чувствуешь неловкости — ведь так и должно быть. Истинное знание — не фаст-фуд и не жвачка… Видя только два  шага того, Кто выглядит, как солнце, мечется смертный. На его третий никтоне отважится (взглянуть), Даже крылатые птицы в полете. («Ригведа», 1.155.5, перевод Т.Я. Елизаренковой)

Как было в древности

Веды — огромный свод текстов. Они включают в себя и гимны-прославления в адрес богов, и ритуальные формулы, при помощи которых древние жрецы проводили обряды, и книги философский мудрости, которую в лесах постигали отшельники. Вершиной Вед называют Упанишады — жемчужину философской поэзии, где читатель найдет немало великих и полезных для себя мыслей…

«Всё живое и неживое во вселенной находится во власти Господа и принадлежит Ему. Поэтому каждый должен брать только то, что необходимо и выделено ему как его доля, и не посягать на остальное, хорошо понимая, кому всё принадлежит»

«Шри Ишопанишад», текст 1

В древности Веды изучали всю жизнь. Когда маленький мальчик, достигнув пятилетнего возраста, отправлялся в школу, его наставник, научив ребенка грамоте, начинал разучивать с ним «Самхиты» — первую книгу Вед. В эту книгу входили гимны, посвященные богам, управляющим материальными стихиями. Агни был богом огня, Ушас — богиней зари, Индра был царем богов, а Митра и Бхага отвечали за порядок в мироздании. Гимны Вед очень красивы, и вот уже много тысяч лет их передают из поколения в поколение, от учителя к ученику, не меняя ни единой буквы, ни единого слова. Мальчик выслушивал своего учителя и просто запоминал эти стихи, не задавая вопросов об их смысле, поскольку знал — со временем все прояснится.

Когда он достигал зрелого возраста и овладевал всеми необходимыми науками и навыками, он уходил из школы, обзаводился семьей, и мог применять полученные знания на практике. На этом этапе жизни он приступал к изучению второй части Вед, которая называлась «Брахманы». В этой книге содержится прежде всего описание ритуала — семейных обрядов, жертвоприношений, поклонения богам. Тогда молодой семьянин понимал, ради чего он столько лет изучал в школе гимны. Теперь они были нужны ему как воздух. Он совершал все необходимые обряды, и благодаря этому в его дом приходило процветание и мир.

Но все проходит. Годы идут, появляются и вырастают дети, которые сами обзаводятся семьями. К пятидесяти годам человек нередко начинает задумываться — а зачем я живу? для чего? есть ли в этом какой-нибудь смысл? В ведическом обществе было принято, чтобы человек, достигший преклонного возраста, удалялся от дел и посвящал свое время аскезе, духовному самосовершенствованию и размышлениям. Обычно такие люди становились отшельниками и уходили в лес. И там для них раскрывался смысл третьей книги Вед, которая называется «Араньяки» — «Лесные книги». Из «Лесных книг» человек узнавал, какой смысл заключался во всех обрядах и жертвоприношениях, которые он совершал, будучи семьянином. Он узнавал, что за всеми явлениями этого мира стоит одна единая духовная реальность, а все боги, которым он поклонялся, суть части вселенной, которые чем-то похожи на части человеческого тела. И над всеми богами стоит один — тот, кто является душой мира. Бог — один-единственный.

«„Так сколько же в действительности существует богов, Ягьявалкья?“ — спросил Видагдха Шакалья. — „Один“.»

«Брихад-араньяка Упанишада», 9.1

Сутью всех «Араньяк» считались «Упанишады». Это знание, которое оставалось с человеком, прожившим долгую жизнь и постигшим ее смысл как в теории, так и на практике. Постигнув суть «Упанишад», он понимал еще большее: Бог — не просто единое и безликое начало мира. Бог — это личность, как и мы. И с Богом можно общаться. Эта сокровеннейшая из тайн, заключенных в Ведах, постигалась немногими. «Духовный путь остр, как лезвие бритвы», — говорили сами Веды.

Упадок ведической культуры

Тысячелетия прошли с тех времен. Люди больше не заучивают гимны, не поклоняются богам. Никто не уходит в лес, чтобы предаваться там размышлениям. Люди предпочитают умирать не в горах и не на берегах священных рек, а дома, в теплой постели, перед телевизором. Что ж, это их право. Но знание Вед доступно нам и сейчас. Мудрецы древности, предвидя, насколько ослабеет род человеческий, изложили те же самые истины другим, более понятным языком.

Упадок ведической культурыТак возникли великие шедевры эпической поэзии — «Рамаяна» и «Махабхарата», а также Пураны, которые называют энциклопедией ведической культуры. В одной из таких Пуран — «Бхагавата-Пуране» говорится: «Однажды на восходе Солнца он [мудрец Вьясадева] совершил утреннее омовение в водах Сарасвати и сел в уединении, чтобы сосредоточиться. Великий мудрец предвидел, что люди начнут пренебрегать своими обязанностями в эту эпоху… Обладая знанием и духовным зрением, великий мудрец предвидел, что под влиянием этого века все материальное придет в упадок. Он предвидел также, что у неверующих людей сократится продолжительность жизни и из-за отсутствия добродетели они станут беспокойными…

Он разделил единую Веду на четыре части с целью распространить их среди людей… Четыре части изначального источника знания [Вед] были выделены в самостоятельные произведения, а описания исторических фактов и подлинных событий, содержащиеся в Пуранах, именуются пятой Ведой. Таким образом, великий мудрец Вьясадева, очень милостивый к невежественным людям, преподнес Веды в такой форме, чтобы их могли усвоить даже люди с невысоким интеллектом».

Таким образом, сокровища ведической мудрости сохранились, и мудрецы древности позаботились о том, чтобы они дошли до нас и были нам понятны. Почему же мы так мало знаем о них? Ведь Веды и Пураны — это тоже наше наследство, и мы имеем право на это знание. Увы, часто бывает так, что историю человечества направляют далеко не лучшие возницы — зависть, жадность и гордость…

Заговор

Ведическая литература долгое время подвергалась унижению и осмеянию. Английские миссионеры, задачей которых было насадить жителям Индии христианство, не гнушались ничем, чтобы унизить их святыни. Они объявляли Пураны сказками, героев древних сказаний обвиняли в безнравственности, а религию, которой следовали приверженцы Вед называли злостным язычеством. К сожалению, даже первые ученые-индологи, приступая к освоению индийского духовного наследия, имели перед собою ту же цель — ниспровергнуть ведийских богов, опозорить Веды в глазах их почитателей. А лучше — убить двух зайцев сразу и объявить религию индусов искаженным христианством.

Первые ученые, пытаясь датировать Веды, брали за основу библейское летоисчисление, согласно которому мир был сотворен 23 октября 4004 г. до н.э. Разумееся, при таком раскладе священные писания индусов выглядели совсем молодыми — явно моложе христианства. Некоторые ученые протестовали против такой хронологии, считая подобные расчеты надругательством над здравым смыслом. На что могли получить вполне по тем временам резонную отповедь: «Пытаясь поддержать идею древности индуистских книг…Он [некий ученый, оставшийся безвестным] тем самым поддерживает и все эти отвратительные оскорбления и обман, что содержатся в них, оправдывая их той самой мнимой древностью… Теми же средствами он пытается ниспровергнуть Моисеево летоисчисление и подорвать самые основы нашей религии, ибо, если мы поверим в древность индуистских книг, как он предлагает нам, Моисеево летоисчисление окажется басней, выдумкой» (Джон Бентли. Исторический взгляд на индуистскую астрономию. Оснабрюк, 1825. Biblio Verlag, etd, 1970. — С. xxvii). Неудивительно, что религия Вед и Пуран быстро сдавала свои позиции. Кришна был объявлен «искаженным» Христом, Юдхиштхира — Иудой, а Арджуна — Иоанном. И стоит ли удивляться, что к началу двадцатого века большая часть молодых индийских интеллектуалов с презрением относилась к книгам мудрости своих предков? Шрила Бхактивинода Тхакур — великий святой того времени — писал: ««Что это за штука — Бхагавата?» — спрашивает европейский джентльмен, только что приехавший в Индию. Его приятель с самым безмятежным выражением лица отвечает, что Бхагават — это книга, которую его носильщик из Ориссы каждый вечер читает вслух нескольким слушателям. Она написана на тарабарском языке непонятной литературы тех дикарей, которые красят себе нос не то землей, не то сандалом и наматывают на себя какие-то бусы, чтобы обеспечить себе спасение. Другой его товарищ, который успел уже немного углубиться в предмет, сразу же возразит ему и скажет, что Бхагават — это произведение на санскрите, проповедуемое какими-то сектантами под названием Госвами, которые, словно Папа Римский в Италии, дают мантру простым людям Бенгалии и отпускают им грехи за плату золотом, достаточную для покрытия собственных расходов… Молодой бенгалец, накрепко привязанный к английскому образу мысли и идеям, и пребывающий в полном невежестве относительно домусульманской истории своей собственной страны, добавит еще одно объяснение, сказав, что Бхагават — это книга, содержащая рассказ о жизни Кришны, который был гордым и безнравственным человеком! Это все, что он успел узнать от своей бабушки, пока не пошел в школу!»

Но времена идут. Британская Империя, хоть и охватывала всю землю, и над ее владениями никогда не заходило Солнце, осталась погребена в песках времени… Теперь настали другие времена — времена, когда пора избавляться от старых стереотипов, и вызволять из рук мошенников законно причитающееся нам наследство — ведическую мудрость.

Кришна и археология

ДваракаВ наши дни наука уже не рискует подходить к древней истории с библейскими мерками. А археологические данные, которые сейчас в гораздо большем почете, сообщают нам немало интересных фактов свидетельствующих о том, что Веды и Пураны — вовсе не сказки, как пытались убедить нас ученые-ориенталисты… На севере Индии были идентифицированы свыше 35 мест, упомянутых в «Махабхарате». Во всех из них были найдены предметы материальной культуры: расписная серая керамика, гончарные изделия с черным орнаментом, а также древности, относящиеся к предметам одежды и внешнему виду. Гончарные изделия изготовлены из высококачественного сырья, сделанного из тщательно размятой глины, и имеют тонкую текстуру. Они хорошо обожжены благодаря равномерному распределению жара в печи. Одно из таких мест — Хастинапур — «Город слонов», в котором происходят многие события «Махабхараты». Сегодня это всего лишь маленькая заброшенная деревня в штате Уттар Прадеш. Но раскопки 1952 года явили миру легендарный Дворец Видуры, так называемую «кухню Драупади» и древнее место для омовения. Кроме того, там были найдены предметы медной посуды, железные тавро, золотые и серебряные украшения, терракотовые диски и вытянутые бруски из слоновой кости (для азартной игры). Сохранились следы мощеных кирпичом дорог и дренажных систем, а также некоторые свидетельства об экономике, основанной на земледелии и животноводстве. Курукшетра (в настоящее время — в штате Харьяна) была местом, где  произошла великая война Пандавов и Кауравов. Раскопки здесь принесли железные наконечники, датированные при помощи термолюминесцентного анализа 2800 годом до н.э.

Очень живо в эпических повествованиях рассказано о затоплении Двараки, столицы древнего царства, которым правил Кришна. «Харивамша» повествует о том, как после ухода Кришны из этого мира (а это произошло около 5000 лет назад) морские волны поднялись, и пучина скрыла Двараку от людских глаз. «По-видимости, Двараку накрыла волна цунами огромной силы, которая сбросила со стен огромные камни, из которых они были сложены. Это, вероятно, привело и к тому, что река Гомати изменила свое русло, как о том свидетельствует в своем докладе археолог К.Х. Вора» — говорит знаменитый археолог д-р Рао. Когда д-р С.Р. Рао начал раскопки в городе Дварака (сейчас это небольшой городок на берегу Аравийского моря), он обнаружил там остатки храмов XV, XII и IX веков н.э. Он продолжил копать глубже, и на глубине 9,5 метров обнаружил остатки двух городов, когда-то уничтоженных морем. В более древнем из них были обнаружены осколки блестящей красной керамики, очень характерной для того времени и места. Во время подводных работ в Аравийском море, недалеко от современной Двараки на глубине 10 метров были найдены двое ворот,крепостные стены, башни и мол. Другие находки включали в себя бронзовые изделия и железные орудия труда, а также треугольные каменные якоря с тремя отверстиями и печати из раковины с изображением животного, объединившего в себе черты быка, единорога и козла (о подобных печатях упоминается в «Махабхарате»). И все это — лишь малая часть того, что обнаружили ученые, пытаясь отыскать археологические свидетельства, подтверждающие достоверность «Махабхараты» и Вед.

В заключение

Что ж, факты оказались сильней заговорщиков, и Веды снова предстали перед человечеством во всем своем величии. К сожалению, мы совсем недавно открыли для себя эту древнюю сокровищницу — сокровищницу ведической литературы. «Бхагавад-гита», «Махабхарата», «Шримад-Бхагаватам» — эти книги, хоть и знакомы многим, не успели еще стать органичной частью нашей собственной культуры и нашего внутреннего мира. И целью нашей статьи было немного познакомить читателя с этими священными текстами. Познакомить и, может быть, вдохновить немного серьезней отнестись к истинам, в них изложенным. В Ведах говорится, что невозможно овладеть знанием при помощи грубой силы или напряжения ума. Нет, знание само должно раскрыться в наших сердцах, если мы подойдем к нему не как потребители или захватчики, а как смиренные просители. И будет лучше, если в этом нам поможет тот, кто сам постиг эту великую мудрость. Постиг и может научить других…

Владимир Пискарёв