Брахманы — служители Истины
По ведическому определению, брахманами называют тех, кто знает Брахман, то есть вечную духовную основу мироздания. И первый из брахманов, Брахма, творец нашей Вселенной, — это единственный, кого порождает Сам Всевышний. Брахма поэтапно творит различные условия и формы жизни, а также распространяет знания, полученные от Отца. Этот мир создан для определенных целей, и в сопровождение к нему даны Веды, в которых объясняется, что он собой представляет и как с ним обращаться.
Настоящие брахманы всегда связаны с Богом и свидетельствуют о Нем своей жизнью и наставлениями. Если же брахманы утрачивают реальную связь с Трансцендентным, они становятся материалистичными. Весьма характерно для Кали-юги, нынешнего «века раздоров», появление множества ученых и священников, не сведущих в науке о Боге и не находящих между собой общего языка. Часто ли сейчас встретишь естествоиспытателя, который бы глубоко разбирался в религиозных вопросах? Одним из таких редких людей был ученый-энциклопедист — физик, математик, астроном, философ, искусствовед, филолог, богослов — православный священник Павел Александрович Флоренский. Он указывал, что слово «истина» с этимологической точки зрения означает «то, что есть», «естина».
Целостное знание
Веды содержат целостную систему знаний. Единство мироздания заключается не в его материальности, а в том, что все его составляющие — и материальные, и духовные — имеют общий изначальный источник. В сознании последователя Вед нет противопоставления науки и религии, энергий и их источника. Описания этапов духовного совершенствования и разных типов взаимоотношений с Верховным Существом для него столь же научны, проверяемы и применимы на практике, как и описания материальных предметов и явлений. Брахма-видья, то есть наука о Духе (Абсолюте, Трансцендентном), — важнейшая часть ведического комплекса наук. Нет ничего научного в том, чтобы игнорировать бесчисленные свидетельства духовного опыта лишь на том основании, что он невоспроизводим материальными методами. А понятие вечной души вовсе не является сугубо религиозным. Слово «душа» употребляется в разных значениях, и зачастую речь идет не о вечном «я». Но еще в конце 19-го века профессор Московского университета Лев Михайлович Лопатин в статье «Понятие о душе по данным внутреннего опыта» (1896) говорил о душе именно как о сверхвременном, вечном «я», которое переживает телесные и психические процессы, происходящие во времени, но само остается неизменным. По его мнению, сознание реальности времени является наиболее очевидным, точным и неоспоримым доказательством сверхвременной природы нашего «я»: «время не может быть наблюдаемо и понято тем, что само по себе временно».
Кто есть я?
Согласно ведическому учению, хотя ум (манас) тоньше грубоматериальных элементов, он тоже принадлежит к апара-пракрити («низшей природе»). Тоньше ума — разум (буддхи), а самый тонкий материальный элемент — ложное эго (аханкара), ошибочное самоотождествление с постоянно меняющимися грубыми и тонкими оболочками нашего вечного «я». Вечная душа не может быть воспринята материальными чувствами и постигнута материальным умом, но это не означает, что ее нет. Путем рассуждений можно прийти к выводу, что я — не тело и не ум, а их обладатель и, стало быть, отличен от них, так же как обладатель машины отличен от самой машины. Однако полностью осознать себя как вечную душу, частицу Вселенской Души, можно только с помощью принципиально иного метода: необходимо обратиться к святому учителю, который видит Истину.
«Вопрошай его смиренно и служи ему. Осознавшие себя души способны дать тебе знание, ибо они узрели Истину».
Бхагавад-гита 4.34
Правильно применяя этот метод, человек не просто примет определенную теорию, а реально, причем довольно скоро, убедится в том, что наряду с низшей, материальной природой существует высшая, духовная природа. На самом деле все мы принадлежим к высшей природе, и наше положение в материальном мире, где жизнь бренна и полна страданий, является неестественным, подобно положению рыбы, оказавшейся на суше. Более того, Господь ждет нас в Своем нетленном Царстве: об этом нам напоминают и Бхагавад-гита, и Веданта-сутра, и евангельская притча о блудном сыне.
Брахманы истинные и неистинные
В ведическом обществе человека, который родился в семье брахмана, однако не обладал брахманскими качествами, называли «родственником брахмана». Но в Кали-югу такие «родственники брахманов», которых стало очень много, объявили, что любой, кто родился в брахманской семье, является брахманом; тот же, кто родился не в брахманской семье, не может в этой жизни стать брахманом. Наследственная кастовая система направлена уже не на совместное служение Богу, а на эксплуатацию одних другими. Поэтому Веды, упоминая о возможности возникновения такой системы, характеризуют ее как «демоническое общественное устройство», в отличие от «божественного общественного устройства», при котором социальное положение человека определяется его качествами и делами. Крупнейший представитель движения бхакти (любви к Богу), Шри Чайтанья Махапрабху (1486–1534), хотя сам он, как и многие его последователи, принадлежал к высшей, брахманской касте, в полном соответствии с писаниями провозгласил, что любой, кто действительно знает Бога, является настоящим духовным учителем, независимо от своего происхождения и социального положения.
Безусловно, на протяжении тысячелетий в каждом сословии ведического общества формировались и бережно хранились свои традиции и династии. Как правило, старший сын царя становился следующим царем. Но, как учил великий мудрец Чанакья Пандит, даже единственного царского сына, если он недисциплинирован, нельзя делать наследником престола. Тот, кто не может управлять своими чувствами, тем более не сможет должным образом управлять людьми. Кроме того, известны случаи, когда царевичи, прекрасно владевшие своими чувствами, проявляли склонность исключительно к брахманской деятельности (некоторые из них даже становились странствующими проповедниками). А прежде чем назначить кого-то министром, ему устраивали серию суровых испытаний. Кандидат на высокую государственную должность мог успешно пройти эти испытания, только если он действительно был не сребролюбив, не сластолюбив, не пуглив, не ленив и т.д.
Служение Истине
«Одну и ту же Истину мудрые называют по-разному», — гласит афоризм Ригведы.
Ведический принцип «ЕДИНСТВО В РАЗНООБРАЗИИ» подразумевает не просто «терпимое», а искренне уважительное отношение к людям, которые служат Истине не так, как мы. Разжигание межконфессиональной, межнациональной и прочей вражды противоречит этому принципу. Лучшие сыны и дочери любого народа полностью отдают себя служению Истине. Я не склонен идеализировать россиян, но тем не менее убежден, что стремление к истине очень характерно для нашей психологии. Еще в древнеславянских верованиях Правда борется с Кривдой.
Поиски правды, социальной справедливости, научной истины — все это проявления глубинного стремления к Абсолютной Истине, которая познается только через служение Ей. В служении истине осуществляется великая единая цель научной, религиозной и общественной деятельности — обретение подлинной свободы.
«И познаете истину, и истина сделает вас свободными».
Евангелие от Иоанна 8:32
Согласно ведическому учению, Бог — это и есть Абсолютная Истина. Слово Бога (шабда-брахман) неотлично от Самого Бога. Параллели с христианским и некоторыми другими учениями очевидны. Соблюдая религиозные заповеди, человек служит Истине.
Без служения Истине неизбежны явная или скрытая эксплуатация, деградация, культивирование искусственных потребностей. В обществе, объединенном идеей служения Истине, нет уравниловки, но нет и эксплуатации, поскольку все служат, каждый в соответствии со своими способностями. И каждый — в первую очередь брахманы! — помнит о вечном равенстве всех существ перед их Источником:
«Знающие люди смотрят на всех одинаково».
Бхагавад-гита 5.18
Интеллигенция является таковой лишь в той мере, в какой она служит Истине.
Путь к победе
И мы сами, и все наши достояния порождены различными энергиями Господа и предназначены для служения Ему. Море через облака наполняет реки, а реки несут свои воды к морю. Все свои способности, богатства, жизненную силу и разум надо использовать для служения Богу, а значит, и Его чадам — всем живым существам. Действуя таким образом, даже богатые и ученые смогут войти в Царство Небесное.
«Любой человек, занимаясь деятельностью, которая соответствует его природе, достигнет совершенства, если будет поклоняться всепроникающему Господу, Источнику всех живых существ».
Бхагавад-гита 18.45–46
Следуя ведическим принципам, можно упорядочить материальную деятельность всего общества и направить ее на служение Истине; а собственно духовная деятельность заключается прежде всего в том, чтобы внимать авторитетным повествованиям о Боге и славить Его имя. «Да святится имя Твое». Святое имя — вот главное средство от всех недугов. Хотя реклама некоторых лекарств призывает ветеранов одолеть с их помощью болезнь так же успешно, как они одолели вражеские полчища шестьдесят пять лет назад, все понимают, что при любых лекарствах и любых общественных системах наша жизнь в этом мире не вечна. Однако человек воистину сможет одержать окончательную победу, если, завершая свой земной путь, будет помнить о Боге.
Духовная армия
Шри Чайтанья Махапрабху предсказал, что в будущем Его учение (учение о чистой любви к Богу) распространит по всей Земле великий сенапати-бхакта (предводитель слуг Бога). Это предсказание сбылось через четыреста с лишним лет. Я не знаток астрологии, но, должно быть, вторая половина 1896 года, когда родился Шрила Прабхупада, была особенно благоприятной для появления великих полководцев: ведь тогда же родились и два крупнейших военачальника двадцатого века — Георгий Константинович Жуков и Константин Константинович Рокоссовский. Отправившись в семидесятилетнем возрасте за океан, Шрила Прабхупада развернул всемирную битву с невежеством. За двенадцать лет (1965–1977) Шрила Прабхупада около пятнадцати раз объездил весь земной шар и открыл больше ста ведических храмов. Благодаря ему имя «Кришна», которое до этого за пределами Индии слышали лишь немногие, прозвучало и продолжает звучать и в обеих Америках, и в Африке, и в Австралии, и в Евразии. Бойцами его армии были тысячи учеников-проповедников, а оружием — Святое Имя и более шестидесяти томов по ведической философии, написанных Шрилой Прабхупадой в те же годы (и переведенных с тех пор на многие десятки языков). Он объяснял, что отождествлять себя с бренным телом — это ошибка, что вечная душа и Бог действительно существуют и что все это можно реально осознать, если повторять и петь имена Господа.