Мегаполис
- Любой город с населением свыше 1 миллиона жителей.
- Синоним термина «метрополия» в значении — город, экономический и культурный центр агломерации, иногда синоним столицы.
- То же, что и «мегалополис» (от греч. мегас, род. падеж мегалон — большой и полес — город), редко сверхагломерация (суперагломерация) — наиболее крупная форма расселения, образующаяся при срастании большого количества соседних городских агломераций; крайне урбанизированная, стихийно складывающаяся форма городского расселения в ряде высокоразвитых стран. Термин происходит от названия древнегреческого города Мегалополь, возникшего в результате слияния более 35 поселений Аркадии.
Ты помнишь дворец великанов
В бассейне серебряных рыб,
Аллеи высоких платанов
И башни из каменных глыб?Н.Гумилёв
Два года назад я возвращался из Индии с группой паломников после двух аскетичных дней и бессонной ночи. Последним пунктом нашего пребывания до аэропорта в Нью-Дели был Вриндаван — маленький городок с разбитыми дорогами, стаями обезьян и несговорчивыми рикшами… Мы уже подлетали к родным краям, когда одна из паломниц, сидевшая впереди, повернулась и сквозь рёв моторов «Боинга» спросила: «Мы летим в ад?» Вопрос был риторическим, и я кивнул.
Дело не только в том, что во Вриндаване на стенах пишут имена Бога, а не «Спартак — чемпион!», что в нём храмов больше, чем в Москве, что вместо «здравствуйте» и «до свидания» говорят: «Радхе Радхе!», вспоминая олицетворённую любовь к Богу. Дело также в той прелести маленького тихого города, которая даёт ощущение покоя и благополучия. Я же прожил всю жизнь в большом городе, к которому привязан в силу различных обстоятельств.
Большой город — источник массы проблем, о которых говорят всё больше на всех уровнях, но… ничего не меняется к лучшему. Почему? Попробуем проанализировать это.
Искусственная среда
Тёртый камень на сковороде — это город родной,
С каждым годом хранящий всё больше былин.
Все здесь движутся или в галоп, или трусцой
Мимо зелени серой и красных кирпичных седин.
Представим себе, что мы живём в хорошей деревне вдали от городов. Рядом — лес, река, поля. Чистый воздух, чистая, естественно минерализованная вода. Мусора никакого — всё сгорает, ржавеет или используется. Естественные отходы перерабатываются силой окружающей природы. Искусственность среды обитания связана с орудиями и средствами труда, насосом, электричеством да прочей техникой. Наш автомобиль и трактор — один на сотню квадратных километров. Если же мы используем лошадей, то и этих источников загрязнения и шума нет. Все люди — соседи, они друг друга знают, потеряться в таком населённом пункте нельзя.
Теперь постепенно превратим нашу деревню в городок, маленький, но уже обросший инфраструктурой: канализацией, отоплением, водопроводом, дорогами и заводами. Воздух уже не такой чистый, уже изрядное количество транспорта, вода проходит километры труб, кругом — электрические провода. Ещё есть оазисы чистой воды и воздуха за городом, есть на что переключиться. Иммунитет успешно справляется с влиянием выхлопных газов и выбросами заводов.
А теперь предположим, что мы хотим жить в ещё большем «комфорте», для этого нужно развить производство, привлечь к нему рабочую силу, финансировать соответствующие исследования. Инфрастуктура разрастается неимоверно и становится индустрией. Стоп! Именно эгоистические желания потребителя и предпринимателя — сделать жизнь удобнее и заработать больше денег — являются движущей силой сверхурбанизации. В Бхагавад-гите («Песне Бога», 9.27) Бог говорит: «Чем бы ты ни занимался, что бы ты ни ел, какие бы ни приносил дары, что бы ни отдавал и какие бы аскезы ни совершал, делай это, как подношение Мне». Он призывает к отказу от эгоизма, но в нашем примере всё происходит как раз наоборот. Дороги обрастают бетоном и асфальтом, дома тянутся ввысь, плотность населения растёт, машин становится больше… Что же происходит дальше?
Транспортные проблемы
«Тело, ум и душа йога должны быть всегда заняты деятельностью, связанной со Всевышним. Ему следует жить одному, в уединенном месте, постоянно держать ум в повиновении и быть свободным от желаний и собственнических чувств» (Бхагавад-гита, 6.10). Так жили и живут те, кого не терзают материальные желания. А как живём мы? В крупных городах давно уже пользоваться автомобилем по большей части неэффективно: пробки. Пока в какой-то степени спасает метро, но в час пик там находиться невозможно из-за нехватки свежего воздуха и жары. Интервалы движения наземного зачастую весьма велики, некоторые маршруты, которые требуют 20–30 минут, реально длятся по часу и более.
Всё это справедливо не только по отношению к городам, но и к их областям. Пробки на загородных трассах тянутся на километры, дорога на дачу превращается в пытку. Нервы не выдерживают, постоянно происходят аварии.
В «Шримад Бхагаватам» (3.30.5) говорится: «Обусловленное живое существо вполне довольно тем телом, которое у него есть. Введенное в заблуждение иллюзорной энергией, покрывающей его знание, оно не желает расставаться со своим телом, даже если живет в аду, ибо и там оно ухитряется наслаждаться жизнью». И правда, многие готовы часами «париться» в пробках, но в метро не поедут.
Количество машин на дорогах растёт, и никакие меры, как то строительство парковок и дорог, не изменяют ситуацию сколь-нибудь заметно. Что же мешает? Писания гласят: «Тело, ум и душа йога должны быть всегда заняты деятельностью, связанной со Всевышним. Ему следует жить одному, в уединенном месте, постоянно держать ум в повиновении и быть свободным от желаний и собственнических чувств» (Бхагавад-гита, 6.10). Проблема именно в собственнических чувствах, желании обладать, подчинить себе окружающую природу, людей и т.д.
Понятное дело, что обилие бензиновых двигателей на небольшой площади добавляет к стрессам ещё и вредные выбросы, т.е. усугубляет неблагоприятную экологическую ситуацию.
Экологические проблемы
Доктор технических наук, академик РАЕН, А.И.Хесин в своём докладе «Некоторые решения проблем техносферы и экологической безопасности мегаполиса» [1] пишет: «Бурное развитие научно-технического прогресса, образование мегаполисов привело к появлению новых проблем в развитии техносферы, непосредственно связанной с нарушением экологического баланса среды обитания человека». И далее: «Системный анализ экологической ситуации показывает, что наиболее весомый вклад в отравление среды обитания человека в мегаполисе вносят специфические газовые выделения автомобильного транспорта, промышленных предприятий, загрязнённые твёрдыми бытовыми отходами (ТБО) территории под жилыми и хозяйственными постройками постоянно генерирующие токсичные газовые выбросы. Эти нарушения экологического баланса в атмосфере приводят к формированию процессов вторичного синтеза токсичных химических веществ и опасных биологических агентов, приводящих к отравлению воды, почвы, продуктов питания и создающих условия ускоренного патологического старения населения».
Сразу оговорюсь, что не собираюсь оценивать ни автора, ни научные достоинства сего труда, важно, что о проблеме экологии города думают учёные с докторскими степенями.
Если транспортные и заводские выбросы в атмосферу и воду, локальные радиоактивные и химические заражения/захоронения и недостаток зелени в той или иной известны широкой общественности, то использование ТБО для изменения рельефа, думаю, явится новостью для многих. Согласно сему труду, ТБО способны быть источниками ядовитых, мутагенных и канцерогенных веществ десятилетиями.
В 1985 г., когда ещё можно было в любом районе Москвы пить воду из под крана, а бытовые фильтры даже в страшном сне не могли присниться, я был на военных сборах «в полях». Мы жили в армейских палатках по 8 человек, баня — раз в неделю, после чего — строем по жаре и пыли… Учения в прогивогазах и резиновой защитной одежде опять же в жаре, еда оставляла желать лучшего… Я приехал в Москву без единого прыща и с чистым носом. Утренняя пробежка на окраине Москвы через пять минут привела к тому, что нос оказался «забит». И это в то время, когда машин было раз во 100 меньше…
Нужно заметить, что свалки мусора также представляют собой большую проблему, с которой пытаются бороться сортировкой оного (стекло, бумага и т.п.), но кардинально это не решит проблему.
Таким образом, культивируя искусственную среду, современная «цивилизация» загоняет себя в зависимость от ресурсов, задыхается в собственных отходах и стрессах от желания обладать (т.е. от философии потребления). «Счастье, которое человек испытывает от соприкосновения чувств с их объектами, которое в начале кажется нектаром, а в конце становится подобным яду, именуют счастьем в страсти» (Бхагавад-гита, 18.38). Одним из таких «нектаров» является мобильная связь. Веды говорят, что всё в материальном мире двойственно. Любое достижение может обернуться своей противоположностью. Так революционное освоение ядерной энергии привело к созданию ядерного оружия и явилось основой для чудовищных катастроф, таких как авария на Чернобыльской АЭС.
Мобильные телефоны, высоковольтные линии
В ночь перед бурею на мачтах
Горят Святого Эльма свечки…Б. Окуджава
Миллионы людей носят с собой включённые мобильные телефоны. Пусть в крупном городе одновременно разговаривают миллионов 5 человек, а энергия излучения каждого телефона составляет пару Ватт, тогда над городом излучение одной только мобильной связи составляет величину порядка 10 МВт. Человек, попадающий под влияние радиоизлучения в тысячи раз меньше мощности, но концентрированной, получает поражение, сходное с радиационным…
Города опутаны сетью информационных каналов: телевидение, радио, Интернет, телефония, спецсвязь и т.д. К каждому дому подходят силовые кабели общей мощностью порядка 500 кВт и более. К городу и над городом тянутся высоковольтные провода. Многие слышат характерный треск вблизи высоковольтных линий: это коронный разряд, известный как «огни Святого Эльма». Количество озона, соединений азота, радикалов и ионов при этом невелико, но сам по себе коронный разряд означает огромную напряжённость электрического поля. Компьютеры, телевизоры, аудио-аппаратура, станки, транспорт генерируют невероятное количество электромагнитного шума, влияние которого на человека весьма негативно, ведь наше тело имеет химическую (т.е. в основе — электромагнитную) природу и управляется электрическими импульсами. Если так же нагрузить наши уши (что тоже происходит), то мы станем искать тишины…
Снижение иммунитета, эпидемии
Искусственная среда, накопление неблагоприятных факторов приводят с снижению иммунитета, в результате чего паразиты всех масштабов — от вирусов до глистов — достаточно легко овладевают телом хозяина — жителя мегаполиса. Не этим ли объясняются постоянные эпидемии гриппа, рост кожных заболеваний и хроническое недомогание? Это неудивительно: экологические проблемы приводят к специфическим воздействиям на организм, «отвлекая» имунную систему от борьмы с «меньшими братьями». Посему с точностью до особенностей организма проявляется сходная симптоматика.
Миграция
Рост мегаполисов требует привлечение новой рабочей силы. Это связано с массовой миграцией населения, причём не только потому, что мегаполисы дают больше возможностей, но и потому, что дороговизна жизни делает низкоквалифицированный и низкооплачиваемый труд непривлекательным для коренного населения. Понятно, что зачастую характерный представитель иммигрантов — человек не слишком образованный, авантюристичный и грубоватый. Более того, нередко это люди другой культуры. Став де факто гражданином мегаполиса, он искренне не понимает, почему коренное (т.е. давно живущее в данном месте) население его воспринимает негативно.
Эта проблема описана, например, в [2], где в частности говорится: «Культурные столкновения приводят к печальным последствиям, такими является расизм и религиозная нетерпимость и т.д.» Это по мнению автора связано с ксенофобией и привычкой всё валить на приезжих. Веды учат, что города не должны бесконечно расти, и критерием является как раз численность населения, которая не должна превышать 100 тыс. человек. Более крупные города криминализируются, ибо есть иллюзия, что можно затеряться среди миллионов других людей. Сложная инфраструктура порождает обширный бюрократический аппарат. В нашей гипотетической хорошей деревне или маленьком городке люди друг друга знают, они на виду, в какой-то степени это сдерживает ощущение вседозволенности.
Стрессы, конфликты, опустошение, одиночество
Каждый здесь одинок,
И любовь здесь всегда дефицит,
Каждый — вольный стрелок,
А мишени — из каменных плит.
Итак, что же мы имеем в результате?
На Интернет-сайте [3] автор со ссылкой на В.Франкла (венского невролога и психиатра, основателю «3-й венской школы психотерапии» после Фрейда и Адлера) пишет: «Не зная ни того, что ему нужно, ни того, что он должен, человек, похоже, утратил ясное представление о том, чего же он хочет. В итоге он либо хочет того же, чего и другие (конформизм), либо делает то, что другие хотят от него (тоталитаризм).
За этими двумя следствиями важно не пропустить и не забыть третье, а именно появление специфических невротических заболеваний, которые я обозначил, как „ноогенные неврозы“».
На сайте [4] говорится: «Безусловно, жить в большом городе достаточно вредно для здоровья. Жители мегаполисов, как правило, живут меньше, чем их ровесники из деревень и поселков. Но причина этого — не только неблагоприятная экологическая обстановка. Столь же существенно укорачивает жизнь человека и душевное неблагополучие. И чем крупнее город, тем больше в нем людей с психологическими проблемами. Самый страшный бич больших городов — одиночество. Мегаполисы можно назвать буквально скопищем одиноких людей».
Комментарии излишни. Мы просто сходим с ума. Точно как в песне Б.Гребенщикова: «Их дети сходят с ума от того, что им нечего больше хотеть». Мы все — потенциальные эгоисты, интроверты и аутисты. Не потому ли мы друг друга раздражаем?
Что делать?
Наконец, ответив на «первый проклятый русский вопрос»: «Кто виноват?», и признав себя и свои непомерные потребности таковыми, попробуем ответить на второй: «Что делать?». Думаю, что нужно перестать наращивать мощь нашим мегаполисам, сделать жизнь на периферии привлекательной во всех отношениях и наконец понять, что наши желания и цели определяются знанием. Это знание уже дано нам, просто «новое — это хорошо забытое старое». Знание — не набор сведений профессионала, а нечто большее. В Бхагавад-гите (13.8–12) оно определено так: «Смирение, отсутствие тщеславия, отказ от насилия, терпение, простота; обращение к истинному духовному учителю; чистота, постоянство, самодисциплина; отказ от того, что приносит чувственное наслаждение; отсутствие эгоизма; понимание того, что рождение, смерть, старость и болезни — это зло; …невозмутимость в счастье и горе; непоколебимая, безраздельная преданность Богу; стремление жить в уединенном месте, …склонность к философскому поиску Абсолютной Истины — это Бог объявляет знанием, а все прочее называет невежеством». Звучит странно? В Евангелии (Иоанн, 16.12) Иисус Христос говорит: «Еще многое имею сказать вам; но вы теперь не можете вместить». Так может, настало время вмещать?
Ссылки
[1] Д.т.н., акад. РАЕН А.И.Хесин. Тезисы доклада: «Некоторые решения проблем техносферы и экологической безопасности мегаполиса». Работа представлена лауреатом Государственной премии, д.т.н., проф., акад. МАИ С.К.Якубовичем, президентом Самарского отделения Международной академии информатизации.
[2] http://www.migrantu.ru/articles_56.html Проблема мегаполиса.
[3] http://www.liveinternet.ru/users/domdao/post72737257/ Проблемы мегаполиса: экзистенциальный вакуум, ноогенные неврозы.
[4] http://psylive.ru/?mod=articles&gl=2&id=338 Огни большого города. Интимные проблемы жителей мегаполиса.