Многомерные пространства
Многие события, явления и персонажи, описываемые в Ведах, не воспринимаются или даже отвергаются современными учеными, хотя бы потому, что не вписываются в концепцию современной науки о природе пространства. Представления современной физики и астрономии построены на том, что каждый объект мира, в котором мы живем, расположен в трехмерном пространстве. Согласно этой теории, обстоятельно развитой Декартом и Ньтоном, трехмерное пространство рассматривается как некий изначальный объем, в котором происходят все события материального мира.
Действительно, подобное представление согласуется с картиной мира, которую мы воспринимаем посредством наших собственных чувств, и потому она является неоспоримой основой нашего мышления. Однако возможны и иные представления о природе пространства, и эта мысль прослеживается в ведических источниках. Понять ведическую концепцию пространства помогает представление о его многомерности.
Достаточно ли наших органов чувств и органов движения, чтобы мы могли полноценно воспринимать многомерное пространство и действовать в нем? Ответ напрашивается сам собой. Если уже четвертое измерение (время) ставит нас в положение муравья на натянутой проволоке, то, как же мы с нашей теперешней системой органов чувств и движения сможем реально воспринимать n-мерное пространство (где n гораздо больше 4) и адекватно действовать в нем? Для этого мы не приспособлены, такой способности у нас нет.
А у кого есть? У того, кто обладает более высоким уровнем чувственного восприятия. Значит, по мере повышения уровня чувственных возможностей живого существа пространство его восприятия расширяется. И в ведической литературе наглядно представлена идея взаимосвязи чувственного восприятия и пространства. Конкретные примеры из Вед хорошо иллюстрируют ее.
Удивительные примеры
Один из примеров — видение Арджуной вселенской формы Господа — описан в «Бхагавад-гите».
Арджуна, неизменно находясь в одной и той же точке пространства, смог увидеть при этом множество различных мест, населенных не только людьми, но и другими существами, такими как полубоги. Для того, чтобы одновременно увидеть всё это, Арджуна несомненно должен был выйти за пределы ограниченности 3-мерного пространства, и Кришна сделал это возможным для него посредством Своей всепроникающей формы.
Другой пример, который перекликается с описанным выше, приводится в «Источнике вечного наслаждения» («Шримад-Бхагаватам», 10 Песнь). Когда мама Яшода, желая удалить грязь изо рта маленького Кришны, наконец, разжала Ему рот, то, заглянув в него, увидела там всё небо и звезды, и всю вселенную, и себя с Кришной на руках. Это еще один пример того, как через Свою всеобъемлющую форму Кришна являет сразу все точки пространства. На какое-то время Он наделил Арджуну и Яшоду столь высоким уровнем чувственного восприятия, что они, оставаясь по-прежнему на Земле, обрели видение безмерного пространства.
В Ведах часто встречаются описания высших существ, наделенных множеством рук, голов и других частей тела. У Вишну четыре руки, у Брахмы четыре головы и т. д. Само по себе это уже свидетельствует о том, что высшие существа обладают более высоким уровнем чувств, чем люди. И это не предел: в некоторых сюжетах, изложенных в Ведах, действуют существа, у которых число рук или голов достигает тысяч и даже миллионов. Как это возможно? Дело в том, что описываемые персонажи действуют в пространстве с гораздо большим числом измерений, чем наши родные три измерения. И то, что мы не можем представить себе здесь, становится реальностью там.
Поскольку Кришна как Верховный Господь имеет одновременный доступ ко всем точкам пространства, Ему открыто пространство наивысшей размерности, и никто не может сравниться с Ним в этом. Другие высшие существа — полубоги, йоги, риши (святые мудрецы) и др. — также обладают способностью к восприятию многомерных пространств, однако их возможности несравненно ниже.
Мистические способности
Веды описывают восемь мистических способностей, называемых сиддхи, каждая из которых соответствует определенному уровню развития. Об этом говорится в Одиннадцатой Песни «Шримад-Бхагаватам», глава 15. Среди них: анима — стать мельче мельчайшего, махима — стать больше большего, лагхима — стать легче легчайшего, прапти — что переводится как «приобретение» и другие.
Лагхима — это в частности то, что современные исследователи паранормальных явлений называют «левитацией». В современной литературе уже описаны случаи, подтвержденные свидетельствами очевидцев и непосредственными участниками процесса, когда отдельный человек и даже целые группы поднимались в воздух, повисая над поверхностью земли. Совершенный йог-мистик, используя лагхима-сиддхи, может подняться по солнечным лучам к Солнцу.
Используя способность прапти, мистический йог может рукой коснуться поверхности Луны или — что звучит более привычно, так как эти случаи широко описаны на примере современного нам Саи-Бабы — может достать какой-либо предмет, несмотря на то, что тот будет находиться на расстоянии тысяч миль от него.
В Ведах описаны истории, в которых полубоги принимали по своему желанию тот или иной облик: орла, голубя, кого-либо из людей и т. д. В Ведах также говорится, что полубоги обладают способностью внезапно появляться и исчезать из поля зрения. Возможно, подобная способность и не является исключительно вопросом мистического могущества. Скорее, она демонстрирует определенное качество мира, в котором мы живем. Этот мир наделен такими категориями, качествами и проявлениями, которые нам — с нашими обычными чувствами — не доступны, хотя и доступны таким высокоразвитым существам как полубоги.
Иерархия пространств
Таким образом, можно полагать, что внутри вселенной существует иерархия уровней размерности пространства, и существа, находящиеся на более высоком уровне развития, способны действовать в пространстве большей размерности, чем существа, которые находятся одним или несколькими уровнями ниже. Можно надеяться, что современная наука, развиваясь, сможет приблизиться к пониманию подобных вещей. Так, квантовая механика уже не довольствуется рассмотрением атома в обычном для нас 3-х мерном пространстве, она оперирует разновидностью пространства с бесконечным числом измерений, получившим название пространства Гильберта.
Трехмерное пространство нашего повседневного опыта не отражает всей сложности мира, в котором мы живем. Поэтому неудивительно, что существуют области, которые, хотя и расположены здесь же, на земле, но люди с обычными чувствами, не могут воспринимать их.
В «Шримад-Бхагаватам» говорится, что две принцессы, Мару и Девали, из древнейших династий Сурья и Сома (времен прошлой Сатья-юги, Золотого века) до сих пор живут в Гималаях. С помощью мистической йоги они продлили свои дни, чтобы дождаться следующей Сатья-юги, с ее наступлением зачать детей и так возродить исчезнувшие династии Сурья и Сома. Но если мы даже обшарим все Гималаи, то всё равно не сможем обнаружить Мару и Девали, несмотря на то, что принцессы находятся там и обладают материальными телами.
Мы даже не сможем увидеть место, где они живут, поскольку пребывают они в мире, недоступном для наших органов чувств. И таких мест на нашей планете немало. На память, например, приходит Шамбала, которой так и не достигли многочисленные и хорошо подготовленные экспедиции, в том числе и организованные членами семейства Рерихов.
Загадочная страна
Важное место в Центрально-Азиатской экспедиции Рерихов отводилось посещению Сибири, в том числе Горного Алтая. Сюда, в горы Алтая, начиная с XVIII века, устремлялись как стихийные бегуны-одиночки, так и хорошо подготовленные группы старообрядцев в поисках Беловодья — легендарной страны «на Синих горах, на Белых водах», символа свободы и счастья. Месяцами люди блуждали по горам, пропадали, добирались до границы с Китаем, но так и не находили желанной страны. Тем не менее, их не оставляло ощущение, что побывали они где-то совсем рядом с желанной целью…
Рассказами о Беловодье заинтересовался Н. К. Рерих. Не случайно на Алтае он посетил со своей экспедицией Верхний Уймон, старейшее поселение старообрядцев. Вместе с женой Еленой Ивановной Рерих он приложил немало усилий, чтобы как можно полнее собрать сведения об этой таинственной стране. И по мере их накопления у него всё более и более крепло убеждение в том, что в основе рассказов староверов о Беловодье лежит «сообщение из буддийского мира». Он писал: «Путь в Беловодье — по особому ходу. А кто пути не знает, тот пропадет в озерах или в голодной степи».
Однако и Рерихам не довелось повидать таинственную страну. 17 августа 1926 года, в день осмотра величественной вершины Алтая — Белухи, откуда по описаниям лежал путь к Беловодью, экспедиция была прервана внезапными сборами к отъезду. До сих пор остается загадкой, что вызвало столь поспешный отъезд…
Имеются лишь единичные свидетельства — письма из таинственной страны (подлинность которых, к сожалению, вызывает немалые сомнения у экспертов) от тех, кто смог добраться до Беловодья и увидеть его. Почему же другим не удается попасть туда? Такие миры невидимы для нас не потому, что состоят из некой прозрачной субстанции, а, скорее, потому, что находятся в пространстве более высокого измерения, то есть вне нашей среды. Поэтому, находясь с нами в одном месте, такой мир физически никак не обнаруживает себя.
Однако личность, обладающая более высокими, чем у обычного человека, чувственными возможностями, способна реально воспринять этот мир. И происходит это потому, что чувства ее не ограничиваются тремя измерениями, а имеют доступ к более широким сферам материальной и духовной реальности. Считается, что святой Вьясадева — литературное воплощение Бога, даровавший миру ведические писания, на протяжении уже более пяти тысяч лет живет в Гималаях. Каждый год к нему в Бадарикашрам устремляются тысячи паломников. Хотя обычный человек не может увидеть Вьясадеву, всё же Вьясадева неизменно пребывает там. Есть тому и убедительное доказательство: прославленный мудрец и святой Мадхвачарья в свое время побывал у Вьясадевы, беседовал с ним и получил от него духовное посвящение. Возвратившись с Гималаев, Мадхвачарья, осененный божественным благословением, даровал свет полученного им духовного знания своим многочисленным ученикам и последователям, образовавшим новую авторитетную ветвь духовной традиции.