Наука высших измерений
<p>Современные физики постулировали существование высших измерений реальности. В ведической литературе Древней Индии тоже описаны различные миры многомерной реальности, включая высшие материальные миры и еще более высокие миры, которые можно охарактеризовать как духовные, или трансцендентные. Эти миры населяют существа с соответствующим уровнем развития сознания.</p>

Западная наука на протяжении многих столетий пытается постичь законы мироздания, опираясь на эмпирические наблюдения и эксперименты, проводя тщательную их обработку и анализ. Представления современного человечества о природе материи, о времени и пространстве — о вселенной в целом — основываются на тех интерпретациях, которые даются в рамках современной науки. Насколько справедливы и всеобъемлющи эти интерпретации?

Веды и современная наука

При анализе явлений окружающего мира менталитет современного человека — будь то ученый или простой обыватель — опирается, как правило, на уже сложившиеся представления о картине мира. Всё новое или необычное ум пытается вписать в общепринятую систему представлений. Не случайно поэтому, когда в конце XIX — начале XX века европейская наука заинтересовалась индийской культурой, многие западные ученые были попросту напуганы обрушившейся на них информацией. Возраст ведической цивилизации казался им неправдоподобно древним, а источник древнейших духовных и материальных знаний — Веды — непонятными и противоречивыми.

Так, британский ученый сэр Дж. Бентли восклицал в 1825 году: «Кто стремится доказать древность индийской литературы, кто защищает самые нелепые домыслы, которые только можно найти в этих книгах, считая их подлинно древними, тот подрывает авторитет Моисеева закона и выбивает само основание из-под ног христианства».

Джон Бентли и его последователи немало потрудились, чтобы убедить своих современников в том, что Веды не содержат ничего, кроме басней, выдумок и мифов. Однако обоснованно опровергнуть древнейшее учение им было не под силу: они были не в состоянии оперировать философскими и метафизическими понятиями, содержащимися в Ведах. Эти понятия попросту не вмещались в ограниченные рамки их чувственного и интеллектуального восприятия.

В наши дни ученые и богословы более осмотрительны. Так, к примеру, профессор религии Сиракузского университета Х. Дениэл Смит уже не обрушивается на ведическую литературу с испепеляющей критикой. Однако, по его утверждению, «Рамаяна» — это всего лишь «поучительная история, которая содержит немало полезной информации о природе человеческой души». По его мнению, она как всякий миф интересна для тех, кто «пытается найти ей психологические и нравственные параллели в собственной душе».

Причины, по которым такие исследователи объявляют «Рамаяну» мифом и вымыслом, скорее всего, состоят в следующем. В их представлении не укладывается, что во времена «Рамаяны», то есть более 864 тысяч лет назад, землю населяли разумные и, более того, высокосовершенные люди. Безусловно, это никак не вписывается в популярную в XIX веке (но уже не сейчас!) теорию эволюции Дарвина. Однако прямые археологические находки упрямо свидетельствуют о том, что человек существовал на земле уже многие миллионы лет назад.

Наука высших измеренийЭто подтверждает фактический материал, приведенный Майклом Кремо и Ричардом Томпсоном в книге «Запрещенная археология», опубликованной в 1992 году. На 900 страницах книги излагаются результаты многочисленных археологических раскопок, приводится огромное количество сделанных во время них находок и дается подробнейший их анализ. Заключение авторов о древности находок и о том, что их со всей определенностью можно отнести к древнейшим и причем высокоразвитым человеческим существам, совпадает с мнением других авторитетных ученых. Всё это доказывает древнейшее существование человека на земле.

Следующий мотив, по которому эти исследователи воспринимают ведическую литературу как миф, вероятно, состоит в том, что описанные в ней герои наделены сверхъестественными силами и мистическим могуществом. Действительно, в Ведах говорится и о перевоплощении душ, и о действии сверхъестественных, мистических сил, и о возможности существования живых существ без грубого материального тела — всё это никак не вписывается в представления современной науки.

Однако не следует закрывать глаза на то, что к настоящему времени уже накоплена масса практических свидетельств о внетелесном опыте души, о возможности существования в тонком материальном теле и о действии различных паранормальных сил. Официальная наука отвергает эти данные лишь на том основании, что они не согласуются с принятыми в ней воззрениями. Однако не стоит забывать, что с течением времени устоявшиеся точки зрения, как и сами научные теории могут изменяться и даже опровергаться. Недаром уже сейчас многие видные ученые соглашаются с существованием паранормальных явлений, отводя им определенное место в реальной картине мира.

Рамки современной науки, в частности, физики, не способны охватить все явления, происходящие в мире. И всё же, пишет д-р Р. Л. Томпсон в своей книге «Ведическая космография и астрономия» (1989 г.), существует возможность расширения горизонта физической науки введением в нее понятий, почерпнутых из ведических источников. Это позволило бы современным ученым в ином ракурсе взглянуть на мир вокруг и помогло бы дать объяснение многим явлениям, которые пока не укладываются в рамки современной науки.

Ядерная физика и Санатана Госвами

Неудивительно, что многие понятия, недоступные материалистической науке и не укладывающиеся в представление наших современников, были известны высокоразвитым представителям ведической культуры, поскольку ее особенностью являлось теснейшее переплетение духовного знания с материальным. В этом смысле показательна метафора, использованная выдающимся ведическим ученым и святым Санатаной Госвами. Он писал: «Как колокольную бронзу можно превратить в золото, так и необразованного человека низкого происхождения можно обратить в высокородного брахмана, если научить его возвышенным принципам и дать ему духовное посвящение». С точки зрения классической науки превращение колокольной бронзы (сплава меди и олова) в золото невозможно, недаром средневековые алхимики потерпели на этом поприще поражение. Тем не менее, интересно другое. Оказывается, приведенная метафора совсем не случайна, и Санатана Госвами знал, что золото действительно можно получить из колокольной бронзы.

Неужели современная наука может хоть как-то согласиться с этим? Оказывается, может. То, что не удалось сделать средневековым алхимикам, стало по силам ядерной физике. Согласно представлениям этой сравнительно молодой науки, если соединить в ядерном реакторе два химических элемента, то теоретически можно получить третий химический элемент, атомное число которого равняется сумме атомных чисел двух других.

Так вот, сумма атомных чисел меди и олова — составляющих колокольной бронзы — равняется атомному числу золота. В XV веке никакой ядерной физики не было и в помине, а живший в то время Санатана Госвами занимался совсем другими делами, но само знание уже существовало. Интересно, не так ли обстоит дело и с другими концепциями Вед, которые современному человеку могут казаться нелепыми, лишь потому, что еще не настал час для их объяснения? Пожалуй, чем меньше столпы науки будут упорствовать принятию авторитета Вед, тем быстрее этот час наступит.

Муравей и Вселенная

Многие события, явления и персонажи, описываемые в Ведах, не воспринимаются современными учеными потому, что не вписываются в концепцию современной науки о природе пространства. Согласно теории, обстоятельно развитой Декартом и Ньтоном, трехмерное пространство рассматривается как некий изначальный объем, в котором происходят все события материального мира.

Действительно, подобное представление согласуется с картиной мира, которую мы воспринимаем посредством наших собственных чувств, и потому она является неоспоримой основой нашего мышления. Однако возможны и иные представления о природе пространства, и эта мысль прослеживается в ведических источниках. Понять ведическую концепцию пространства помогает представление о многомерности.

Под размерностью пространства математика понимает число независимых направлений, по которым можно перемещаться туда и обратно. Поясним на примере. Представим себе муравья, бегающего по натянутой в воздухе проволоке (при условии, что спрыгнуть с нее он не может). Муравей может двигаться только в направлении проволоки, то есть по прямой туда и обратно, и, значит, находится он в одномерном пространстве. Если, допустим, рядом натянуть другую проволоку, то двигаться по ней муравей не сможет, так как она будет находиться за пределами его одномерного пространства.

Мы, жители трехмерного пространства, можем перемещаться в трех направлениях: влево — вправо, вперед — назад и вверх — вниз. Для нас муравьиная проволока лежит внутри области нашего пространства. Поэтому мы можем перенести муравья с одной проволоки на другую, и эта проволока окажется для муравья уже новым миром. С точки зрения муравья мы наделены сверхъестественной способностью — переходить из одного мира в другой, так как действуем мы внутри пространства большей, чем у него, размерности.

Когда мы рассматриваем фотографию, то имеем дело с двухмерным пространством. Число объектов, зафиксированных на ней, отличается от их количества в трехмерной картине пространства, которую мы фотографировали. При съемке некоторые объекты частично или полностью перекрывались другими и поэтому либо не попали на снимок, либо оказались без каких-то фрагментов, деталей. Таким образом, количество объектов на обычной двухмерной фотографии окажется меньше, чем в пространстве, которое мы фотографировали и размерность которого выше (равняется трем).

Этот пример помогает понять главную особенность ведического пространства. Оно устроено так, что в ту или иную его область помещается гораздо больше предметов, чем может допустить геометрия трехмерного пространства. (Подобной возможностью обладают в математике теоретические многомерные пространства: в них также можно поместить гораздо больше предметов, чем допускают законы трехмерного пространства.) Поэтому пространство, в котором происходят описываемые в Ведах события и действуют населяющие его персонажи, обладает большей размерностью, чем три измерения, к которым мы так привыкли. Ведическое пространство многомерно.

Живя и действуя в трехмерном пространстве, мы воспринимаем расположенные в нем объекты посредством наших органов чувств (можем видеть их, слышать, осязать, ощущать их запах и вкус), а физический доступ к ним мы осуществляем с помощью наших органов движения (руки, ноги, язык и т. д.). Достаточно ли наших органов чувств и органов движения, чтобы мы могли полноценно воспринимать многомерное пространство и действовать в нем? Ответ напрашивается сам собой. Если уже четвертое измерение (время) ставит нас в положение муравья на натянутой проволоке, то, как же мы с нашей теперешней системой органов чувств и движения сможем реально воспринимать n-мерное пространство (где n гораздо больше 4) и адекватно действовать в нем? Для этого мы не приспособлены, такой способности у нас нет.

А у кого есть? У того, кто обладает более высоким уровнем чувственного восприятия. Так концепция пространства перекликается с уровнем чувственного развития пребывающих в нем существ. Значит, по мере повышения уровня чувственных возможностей живого существа пространство его восприятия расширяется. И в ведической литературе наглядно представлена идея взаимосвязи чувственного восприятия и пространства. Конкретные примеры из Вед хорошо иллюстрируют ее.

Один из примеров — видение Арджуной вселенской формы Господа — описан в «Бхагавад-гите». Перед тем как явить Свою вселенскую форму, Кришна, Верховный Господь, сказал Арджуне: «О Арджуна, что бы ты ни захотел увидеть, всё есть в этом Моем теле! Эта вселенская форма может показать тебе всё, что ты пожелаешь увидеть сейчас и что ты пожелаешь увидеть в будущем. Всё — движущееся и неподвижное — находится здесь, в этом месте».

И Арджуна, неизменно находясь в одной и той же точке пространства, смог увидеть при этом множество различных мест, населенных не только людьми, но и другими существами, такими как полубоги. Для того, чтобы одновременно увидеть всё это, Арджуна несомненно должен был выйти за пределы ограниченного трехмерного пространства, и Кришна сделал это возможным для него посредством Своей всепроникающей формы.