noimage
<p>В 1863 году в Петербургском журнале была напечатана статья профессора Сеченова «Рефлексы головного мозга», в которой высмеивалась попытка «философов-идеалистов и церковников, самым серьезным образом обсуждавших вопрос о том, где в организме находится вместилище души, души как чего-то нематериального, не подчиняющегося законам природы». В результате исследований Сеченова было обнаружено, что когда на обнаженный мозг лягушки накладывают кристаллы поваренной соли, рефлексы замедляются, а когда на лапку капают серной кислотой, они ускоряются. Так было окончательно доказано отсутствие в человеке «Божественной души». С этих пор жизнь человека стала просто физиологической потребностью его организма, а наши муки и радости — условными рефлексами, сродни тем, что появляются у лягушки под влиянием серной кислоты.</p>

Рефлексы души

В 1863 году в Петербургском журнале была напечатана статья профессора Сеченова «Рефлексы головного мозга», в которой высмеивалась попытка «философов-идеалистов и церковников, самым серьезным образом обсуждавших вопрос о том, где в организме находится вместилище души, души как чего-то нематериального, не подчиняющегося законам природы». В результате исследований Сеченова было обнаружено, что когда на обнаженный мозг лягушки накладывают кристаллы поваренной соли, рефлексы замедляются, а когда на лапку капают серной кислотой, они ускоряются. Так было окончательно доказано отсутствие в человеке «Божественной души». С этих пор жизнь человека стала просто физиологической потребностью его организма, а наши муки и радости — условными рефлексами, сродни тем, что появляются у лягушки под влиянием серной кислоты.

Великий ученый обнаружил в лягушке печень и селезенку, но не обнаружил души. Что можно сказать на это? С помощью зверских методов можно прийти только к зверским выводам. Как и в большинстве случаев, здесь не эксперимент приводил к выводу, а априорный вывод помогал поставить нужный эксперимент.

Наивному гению отечественной науки было невдомек, что пока он изучал рефлексы распотрошенной лягушки, душа ее плакала, корчась от боли, причиненной ее телу. Душа ее плакала, не понимая, что происходит с нею, почему она должна покинуть это тело, в котором ей было так хорошо, в котором она познала незамысловатые радости лягушачьего бытия, в котором она самозабвенно пела от любви, грелась на солнце и ела вкусных комаров. Гений считал, что все ее слезы — это всего лишь условный рефлекс, гениально ускоренный им в результате соприкосновения лягушачьей лапки с серной кислотой.

Слезы, конечно, рефлекс, но желание жить вечно — не рефлекс, а природа вечной души. Или, если рефлекс, то рефлекс не тела, а души. Именно это желание заставляет лягушку убегать от острого скальпеля и в ужасе верещать. Субстратом любого желания, так же как и сопутствующих ему удовольствий и страданий, является душа. Наш верный компьютер не оплакивает свою судьбу всякий раз, когда мы выключаем его. Он не плачет и не молит нас о пощаде, когда видит занесенную над кнопкой руку. Он может жалобно пищать, когда кончается ток в батарейке, но писк этот только кажется жалобным нам, живым, — ему все равно, жить или умереть. А лягушке почему-то не все равно, так же как и нам.

Диагностика кармы

За печенью и селезенкой трудно разглядеть душу, но еще труднее увидеть ее за нагромождением тонких материальных энергий майи.

Природа двух аспектов майи, действенной и вещественной причин (нимитта-майи и упадахана майи) описана в «Шримад-Бхагаватам». Там говорится, что нимитта-майя, активная причина бытия состоит из пяти компонентов: времени, судьбы (дайвы), кармы, дживы и ее наклонностей (сва-бхавы, или условных рефлексов). А вещественная причина творения (упадахана-майя) состоит из тонких материальных элементов, тела, жизненной силы (праны), ложного эго и одиннадцати органов чувств. Главной движущей силой этого хитрого механизма является карма, деятельность, совершаемая ложным эго. Эта деятельность приводит к тому, что обусловленная душа рождается снова и снова в этом мире в разных формах и видах жизни, идеально приспособленных для того, чтобы исполнять ее неистощимые желания. Тело, которое получает душа, вырастает из семени ее кармы. Разрастаясь, оно накапливает новую карму, как дерево порождающее новые семена.

Побуждаемая временем, душа Сеченова с накопленными ею привычками и наклонностями в должный срок родилась в теле человека. Тело это было целиком создано из материальной энергии. Удерживали ее в этом теле потоки праны, жизненной энергии. Та же материальная энергия дала этой душе выдающийся интеллект и ложное эго, которое помогло ей освоиться с новым телом, почувствовать себя в нем, как дома, и поверить в то, что это тело и есть она сама. Органы чувств и ум исправно снабжали его могучий интеллект всевозможной информацией, которую он научился перерабатывать, классифицировать и объяснять. Судьба помогла этой душе получить образование и обрести славу, почет, деньги, последователей и учеников. Так при чем здесь Бог? Всем этим душа Сеченова была обязана только материальной энергии, порождением которой она привыкла себя считать. Поэтому однажды, в порыве благодарности, вооружившись своим интеллектом и накопленным опытом, она поставила решающий эксперимент, окончательно доказавший всем, что нет не только Бога, но и ее самой.

Единственное, чего не учла душа великого естествоиспытателя, это то, что, поставив этот эксперимент, она создала карму, ставшую семенем ее будущей жизни.

Майя, из которой состояло тело замученной лягушки, заставляла ее душу отожествить себя с лягушачьим телом и испытывать лягушачьи радости и муки. Эта же майя, заставляла ее тело дрыгаться, отзываясь на внешние раздражители. Эта же майя создавала в уме почтенного живодера теории о том, что души не существует, и она же в форме дайвы, провидения, сделала так, что в своей следующей жизни он родился лягушкой, чтобы на собственном опыте испытать, что чувствует лягушка, когда на ее мозг кладут кристаллики поваренной соли.

Бхакти Вигьяна Госвами Махарадж