noimage
<p><em>Его Святейшество Бхакти Вигьяна Госвами отвечает на вопросы посетителей сайта www.saranagati.ru</em></p> <p><span style="font-weight: bold; font-style: italic;"></span><span style="font-weight: bold;">Вопрос: </span>Обычно человек предполагает, что если он осуществит свое заветное желание, то станет счастливее, но при достижении цели предполагаемое состояния эйфории куда-то быстро улетучиваются. Почему это происходит?</p>

Ответ: С философской точки зрения, желание — это проявление нашей неполноты, или несовершенства. Инстинктивно человек ощущает свою неполноту и несамодостаточность и ищет способы от нее избавиться. Однако по недомыслию ему кажется, что причина этого ощущения в том, что у него нет каких-то вещей, денег, власти или красивой жены. Печальный опыт бесчисленных поколений людей, думавших так же, но не нашедших в этом счастья, никого ничему не научил. Но когда желание исполняется, человек понимает, что ощущение неполноты как было, так и осталось.

На самом деле, ощущение неполноты будет преследовать человека до тех пор, пока он не ощутит в своей жизни присутствие Полного Целого, Абсолютной Личности, Бога. Без общения с Богом он так и останется один на один со своей неполноценностью, нигде не находя покоя.

Вопрос: Почему при решении какой-то одной проблемы у людей возникает множество других проблем? Есть ли выход из этого запутанного положения?

Ответ: Потому что, как правило, люди пытаются разрешить проблему с помощью того же образа мыслей, который эту проблему породил. Как правило, у людей не хватает зоркости и мужества, чтобы увидеть глубинный корень всех своих проблем в своем сердце. Поэтому, разрешая одну проблему, они попутно создают себе десяток новых.

Выход из этого положения есть: найти причину в своем сердце. Как правило, человек все время сталкивается с одними и теми же проблемами, но ему не приходит в голову, что виноват в них главным образом он сам, и их однотипность — лучшее тому доказательство. Слабые и недалекие люди обвиняют других и ищут корни проблемы вне себя. Мужественные люди никогда не винят других. Они исходят из презумпции собственной виновности, и только у них есть шансы по-настоящему решить все свои проблемы.

Где найти счастье?

Вопрос: Есть ли у Вас секреты, которые могли бы помочь людям поверить в то, что действительно существует авторитетный процесс, который приводит к достижению абсолютного счастья?

Ответ: Когда говорят о вере, обычно имеют в виду слепую веру. Мы не должны ни во что верить слепо. Человеку дан разум, чтобы он мог постояно искать истину, и он обязан этим разумом пользоваться. Любые готовые рецепты приводят только к атрофированию разума. А человек с атрофировавшимся разумом не может быть счастлив.

Абсолютное счастье здесь, в относительном мире, невозможно. Счастье в относительном мире — это бескомпромиссный поиск абсолютного счастья. Если уж нам нужно во что-то верить, то тогда нужно верить в то, что абсолюное счастье где-то существует.

Веды, священные писания древней Индии, утверждают, что счастье должно быть бесконечным. Все то, что имеет начало и конец, не имеет права называться счастьем. Поэтому все попытки обрести счастье здесь, в относительном мире, заранее обречены на неудачу. Несмотря на это, люди продолжают свои отчаянные попытки стать счастливыми здесь. Об этом писал Евгений Шварц в «Обыкновенном чуде»: «Слава храбрецам, которые осмеливаются любить, зная, что всему этому придет конец». Но достойна ли такая «храбрость» прославления? Не попытка ли это сделать хорошую мину при плохой игре?

Но почему все-таки люди не прекращают своих попыток стать счастливыми? — Потому что такова вечная глубинная природа души. Счастье есть, но, подобно старухе из библейской притчи, люди ищут его не там, где они его некогда потеряли, а там, где светло. Поэтому, вместо того, чтобы прославлять тех, кто разменивает себя на попытки найти счастье там, где его нет, мы должны восхищаться теми, кому хватает мужества искать абсолютную любовь и абсолютное счастье, а не довольствоваться их суррогатом.

И если у человека появится желание обрести истинное счастье, он сможет найти путь, ведущий к нему. И этот путь в конце концов приведет его к Богу. Идя по этому пути, он очень скоро поймет, что до него этим путем прошло множество великих и чистых людей, и чтобы не сбиться с него, ему просто нужно идти по их стопам. Вот и весь секрет.

Вопрос: Какие первые шаги Вы бы посоветовали людям сделать на пути к счастью?

Ответ: Сначала нужно найти счастливого человека, по-настоящему счастливого, а затем учиться у него, как быть счастливым. Мы идем по стопам очень счастливого человека. Его имя А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада. Он был таким счастливым, что умел делать счастливыми других людей вокруг себя. И он дал нам формулу счастья: «Думайте о Боге, повторяйте Его Святое Имя и будьте счастливы».

Если бы президентом был я…

Вопрос: В недалеком будущем настанет время, когда с такими возвышенными личностями как вы, будет консультироваться президент страны. Что бы вы посоветовали ему сейчас сделать в первую очередь?

Ответ: Ответив на ваш вопрос, я тем самым признаю свое согласие с вашей оценкой моей скромной личности. Я вполне искренне не считаю себя выше кого бы то ни было. Когда даже обычные люди советуются со мной, мне кажется, что они делают это только по недоразумению, которое очень скоро рассеется, и меня, как самозванца, выведут на чистую воду.

Но тем не менее соблазн ответить на ваш вопрос очень велик. Как известно, у каждого русского под подушкой лежит проект коренного переустройства государства российского. У меня, правда, такого проекта нет, но кое-какие соображения есть.

В первую очередь, я посоветовал бы президенту самому думать о Боге и пытаться понять, что каждый из нас здесь играет какую-то роль по сценарию, написанному не нами, а вселенским драматургом. Иначе говоря, чтобы добиться успеха в любом деле, мы должны понять, чего хочет от нас Господь, и стараться осознанно исполнять отведенную нам роль.

Во вторую очередь, я посоветовал бы ему подумать, как поменять систему ценностей в головах людей. Сейчас на первом месте в сознании людей стоят деньги; не долг, не честь, не праведность, не любовь, а деньги. Соответственно, раз деньги являются самой большой ценностью, то люди думают, что все остальное: долг, честь, любовь — можно купить или продать. Сейчас люди вместо того, чтобы любить, «занимаются любовью», благородство подвергается осмеянию, а долг и честь вышли из моды и даже из современного лексикона.

Другая проблема с существующей системой ценностей заключается в том, что она поощряет в людях низший вкус и таким образом способствует деградации человека и всего общества. В современном обществе все то, что удовлетворяет низший вкус человека и угождает его животным наклонностям, является самым ходовым товаром, и потому рекламируется и насаждается.

Если эту тенденцию не переломить, страна будет все больше и больше деградировать, без пропаганды высшего вкуса и поощрения высших ценностей наша измученная страна будет только все больше и больше погружаться в пучину первобытного варварства.

Чтобы приостаносить эту тенденцию, нужно финансировать образование, культуру и религию, уделяя им основное внимание. Главная обязанность настоящего правителя — защищать дхарму (закон и религию), и прежде всего заботиться о тех, кто хранит ее принципы и идеалы, тех, кто бескорыстно учит других людей и сам живет чистой жизнью.

Православие и Сознание Кришны

Вопрос: Расскажите, пожалуйста, об отношении православия и сознания Кришны?

Ответ: И вайшнавы, последователи сознания Кришны, и православные христиане утверждают, что Бог один, однако христиане считают, что единый Бог имеет только три ипостаси: Бог-отец, Бог-сын и Бог-святой дух, тогда как вайшнавы утверждают, что Бог проявляется в бесконечном множестве обликов и форм, ибо Он бесконечен.

И православные христиане, и вайшнавы утверждают, что поклоняться следует только изначальному Господу, Богу-Отцу, творцу и повелителю всего сущего, но в православном христианстве главным образом люди поклоняются Христу, ибо он говорит: «я и Отец — одно», а в сознании Кришны мы поклоняемся Кришне, ибо Кришна говорит в «Бхагавад-гите»: «Я — отец, дающий семя (всего сущего)».

И православные христиане, и вайшнавы верят в то, что Бог милосерден и всемогущ, но христиане полагают, что милосердный и всемогущий Господь может обречь душу либо на вечные муки в аду, либо на вечное блаженство в раю в зависимости от того, как она прожила одну-единственную жизнь здесь на Земле, а вайшнавы верят в то, что душа рождается множество раз и всякий раз, как она рождается в человеческом теле, она имеет шанс вернуться к Богу, в вечный духовный мир. Наказание в аду или блаженство в раю — это всего лишь временные состояния вечной души, у которых есть начало и конец.

И христиане, и вайшнавы верят в вечность души, но христиане полагают, что вечная душа создается Богом в момент зачатия человеческого младенца, а вайшнавы говорят, что душа никогда не создается, она вечна и изначальна в полном смысле этого слова.

И христиане, и вайшнавы считают, что мир создан не волей случая, и все в этом мире имеет смысл и служит целям Творца, желающего вернуть заблудшие души к Себе, но христиане полагают, что во всей Вселенной есть только одна населенная планета — Земля, тогда как вайшнавы утверждают, что в творении Бога нет отходов и что на всех планетах существует разумная жизнь, которая может протекать в других, недоступных нашему восприятию измерениях.

И христиане, и вайшнавы считают, что мир ожидает «конец Света», но христиане полагают, что и сотворение, и гибель мира происходят только один раз, тогда как вайшнавы полагают, что мир снова и снова создается и разрушается вечным творцом (вернее, не Им Самим, а Его энергией).

И последователи сознания Кришны и православные христиане утверждают, что Бог духовен и потому не имеет материальной формы и что поклонение материальным формам суть поклонение идолам, предназначенное для исполнения материальных желаний, но в православном христианстве поклоняются иконам, а в сознании Кришны — скульптурному образу Господа, установленному в храме, ибо Господь бесконечен и всемогущ, и потому, чтобы помочь нам увидеть Себя, Он одухотворяет материальную форму, входя в нее.

И православное христианство, и сознание Кришны утверждают, что путь служения Богу подразумевает очищение бытия человека с помощью поста, воздержания и молитв и потому накладывают ограничения на определенную пищу в определенные дни, но в православном христианстве, если строго следовать всем предписаниям, мясную пищу не рекомендуется есть около 150–200 дней в году, а в сознании Кришны — все 365 дней в году (если употребление мяса мешает в определенные дни, то почему оно не будет мешать в другие?)

И православные христиане (по крайней мере, некоторые) и вайшнавы считают, что лучшим способом очищения ума является непрестанное повторение молитв (так называемое умственное делание), но христиане, следующие этой традиции, повторяют Иисусову молитву, а вайшнавы мантру Харе Кришна.

И, наконец, и православные христиане и вайшнавы полагают, что высшей целью человеческой жизни является обретение любви к Богу, но христиане считают, что в своем восхождении к этой любви душа проходит три ступени — веру, надежду и любовь, а вайшнавы говорят, что промежуточных ступеней больше, но в конечном счете говорят о тех же трех ступенях: любовь, (бхакти, или према) обретается после того, как человек сначала обрел веру (шраддху), а потом рати (бхаву, или первый луч любви, надежду на любовь).