Примирить эти различные позиции порой бывает невозможно — то, что для одних норма жизни, для других святотатство, кощунство, смертный грех.
Корреспондент сайта «Мир религий» попросил российских представителей пяти мировых религий высказаться по поводу «Кода да Винчи», понимая, что в этом случае они оказались в разных ситуациях: то, что одних в сюжете Дэна Брауна возмутило (предполагаемая женитьба Христа), другими воспринимается нормально. Но все они, вне сомнения, должны объединиться в одном — в противостоянии откровенно богоборческому пафосу романа и фильма.
Заместитель главы Отдела внешних церковных связей Московского патриархата Всеволод Чаплин:
Я уже высказался по поводу не самого даже фильма, а о факте его выхода в прокат. Считаю, что конфликт вокруг «Кода да Винчи» был умело организован заинтересованными людьми, которые всячески подогревают интерес к фильму, поэтому я сознательно ухожу от любой дискуссии на данную тему. Я никак не хочу участвовать в шумихе по этому поводу, ведущиеся дискуссии вокруг романа и кинокартины считаю искусственно раздутыми. Лично я выскажусь на их счет, когда специально созданный ажиотаж спадет.
Генеральный секретарь Конференции католических епископов России Игорь Ковалевский:
Сколько бы мы не говорили о том, что протесты против «Кода да Винчи» сделали ему рекламу, все-таки можно понять позицию тех религиозных лидеров, которые резко высказывались против фильма. В конце концов, к религиозным чувствам необходимо относиться с уважением.
Оскорбительной для представителей христианства является не сама по себе любовь мужчины и женщины. Для христиан Иисус Христос имеет настолько важное, исключительное значение, что любые домыслы в Его адрес, любые манипуляции с Его личностью, являются оскорбительными. Думаю, любому культурному человеку понятно, что необходимо уважать святость. Из этого понимания следует, что нельзя манипулировать личностью Христа. Если даже допустить, что люди, причастные к созданию фильма, который принадлежит массовой культуре, искренне верят в семейную жизнь Иисуса, то это вопрос их невежества. Понятно, что в культуре, в искусстве должна быть свобода, однако свобода одного человека, не должна нарушать свободу другого человека.
Председатель Российского Объединенного Союза христиан веры евангельской (пятидесятники) Сергей Ряховский:
Фильм, как и сама книга, на мой взгляд, очень поверхностны, и, конечно же, не заслуживают того внимания, которые им уделены. С другой стороны, авторы «Кода да Винчи» покушаются на целостность личности Христа, на Его безгреховность и непорочность, на Его святость. Они сознательно приземляют Христа, делая Его земным человеком, а не Сыном Божьим. Все это и дало право представителям различных религий и конфессий выступить с протестами против покушения на целостность христианства и единобожия. Фильм, вокруг которого раскручена скандальная реклама, несомненно, ставит своей целью убить в людях веру в Бога.
Нам же в ответ на все это, возможно, стоит не столько возмущаться и нападать на создателей фильма, сколько выпускать свою хорошую, качественную продукцию. И ради этого представители различных религий и конфессий должны объединиться.
К великому сожалению, я вынужден согласиться, что представители различных конфессий своими распрями, борьбой за власть, порой делают для дискредитации религии гораздо больше, нежели подобные книги и фильмы.
Заведующий отделом науки Духовного управления мусульман Европейской части России Фарид Асадуллин:
С христианской точки зрения и книгу, и фильм, конечно же, можно назвать еретическими. Что же касается мусульман, то сюжетная канва «Кода да Винчи» может быть интересна нам тем, что Иисус Христос предстает в романе и фильме не сыном Божьим, а всего лишь одним из пророков. Согласно нашей традиции, Иисус, или как мы его называем Иса, и был Пророком, предшественником Пророка Мухаммеда. И то, что согласно версии романа Дэна Брауна, у Христа были дети, и он был женат, вписывается в единобожную традицию, в исламское понимание места пророка Исы в истории.
Можно вспомнить, что в конце семидесятых годов вышел фильм по рок-опере «Иисус Христос — суперзвезда», который тоже был встречен не очень радушно. Но через десять-пятнадцать лет эта опера уже стала классикой, и она теперь воспринимается вполне политкорректно. Мое поколение слушало песни из нее и даже знало слова некоторых арий. Так что у меня по отношению к «Коду да Винчи» двойственное отношение. С одной стороны я против вседозволенности, должны быть какие-то границы, с другой — эти границы трудно установить.
В любом случае, если у человека крепкая вера, то никакие фильмы и книги ее не разрушат, наоборот, они могут ее только укрепить. В конце концов, современный христианский менталитет, каким он сегодня сформировался на Западе, терпимо реагирует на многое, например, на те же карикатуры на Пророка Мухаммеда, которые были сделаны в Европе. Мусульмане же гораздо строже относятся к подобным вещам, их вера крепче.
Председатель Конгресса еврейских религиозных общин и организаций России (КЕРООР) раввин Зиновий Коган:
Я не думаю, что христиане и мусульмане сделали сознательный пиар «Коду да Винчи», который дает искаженный образ Иисуса Христа. Поэтому понятна реакция верующих — они возмутились, потому что так поступать со святынями кощунственно.
Другое дело, что мы не должны забывать о том, какое место эти роман и фильм занимают в современной культуре — это сказка, которая является плодом светского образа жизни. Правда, сказки бывают не только добрые, но и такие, которые вызывают смятение духа. «Код да Винчи» — очень красивая сказка, которая вызывает смятение духа у верующих.
Я считаю, что в цивилизованном обществе религиозные люди должны бороться за права светских людей, а светская часть общества должна бороться за права верующих, что станет залогом социальной стабильности. В конце концов, у каждого человека есть право выбора, и за это право Иисус Христос отдал свою жизнь.
Поэтому мы должны смириться с правом других на свое понимание истины. Как говорится, на каждый роток не накинешь платок. Смириться — не значит, что нужно молчать, если тебя оскорбили. Но, защищая себя, мы не имеем права наступать на горло другому человеку, сжигать книги, запрещать фильмы и не приведи Господь, устраивать погромы, как это делали некоторые мусульмане в ответ на кощунственные карикатуры. Мы можем негодовать, если наши чувства оскорбили, но нельзя за литературное произведение, если оно даже и кощунственно с точки зрения какой-либо религии, приговаривать писателя к смертной казни. Все должно иметь адекватную оценку, во всем должна быть мера.
Больше всего в своих неудачах религии — я не исключаю и иудаизм — повинны сами. Поэтому мы должны быть крепче духом, должны утверждать свою веру добрыми делами. Наши позитивные дела намного сильнее влияют на умы людей, нежели негативная информация о нас.
Постоянный представитель Буддийской традиционной Сангхи России в Москве Санжай-лама:
Что касается самого факта причастности основателя религиозной традиции к семейной жизни, то для буддистов это не является оскорбительным. Будда в свое время был женат, он принадлежал к царскому роду и пребывал в блаженстве — он ни в чем не знал недостатка, не знал никаких бед, болезней, не задумывался о старости, о смерти. Его охраняли от всех этих вещей, которые приносят людям страдание. Но когда он однажды увидел, что болезни, смерть, страдание существуют, то в поиске ответов на вопрос, как их избежать, бросил семью. Так что для нас не является оскорбительным то обстоятельство, что у Будды была жена, мы воспринимаем это как исторический факт.
Президент Центра обществ сознания Кришны в России (ЦОСКР) Бхакти Вигьяна Госвами:
Скандал вокруг этой книги и фильма раздут, в значительной степени, искусственно. Мы живем в мире, в котором все поддается осмеянию или сомнению. Хотим мы этого или не хотим, нравится нам это или не нравится, но такова реальность нашей жизни.
Чрезмерно болезненная реакция на данную ситуацию в каком-то смысле является свидетельством слабости. Разумеется, когда кто-то подвергает осмеянию святыни, это плохо и внутренне мы не должны это терпеть. Но с другой стороны, нужно понимать, что далеко не все люди будут разделять наши взгляды и принимать наши святыни. И если мы всякий раз будем болезненно реагировать на те или иные провокации, то легко можем утратить суть веры. В современном мире нужно находить другие механизмы защиты от размывания духовных ценностей.
В Ведах говорится, что эпоха Кали, в которую мы живем, является веком лицемерия, вражды, торжества лжи. Ложь, клевета и пропаганда становятся самой главной силой века Кали. Лжи мы можем противопоставить только одно — истину, но ни в коем случае не истерическую реакцию. Когда мы пытаемся бороться с ложью, не противопоставляя ей как свой личный, так и коллективный духовный опыт осознания истины, то ложь, в конце концов, победит. Существует одна защита от поругания святынь — духовное образование, усиление собственной духовной жизни, укрепление собственной веры с помощью методов, известных любой религиозной традиции мира. Веру, основанную на живом духовном опыте, разрушить невозможно ничем, потому что ничто невозможно поставить с ней рядом.
К сожалению, в наше время религия подчас слишком слаба духовно и потому довольствуется лишь номинальным главенством в умах людей, замещая формальным соблюдением обрядов понимание сути религии и цели, к которой она должна вести.
Но пока религия продолжает оставаться формализмом, ей нечего будет противопоставить вызовам вроде «Кода да Винчи», кроме пикетов и угроз — что, однако, будет лишь укреплять богоборцев в чувстве собственной правоты.