Путь Атрю
<p style="text-align: center;">Порой невозможно понять — где враги, где друзья,<br /> И сразу в уродстве заметить штрихи красоты,<br />Но мир устроен не так, как думаю я.<br />Мир устроен не так, как думаешь ты…<br />И может начаться весна в середине зимы —<br />Ведь мир устроен не так, как думаем мы...</p>

Жаль, что эта истина доступна только детям. Взрослые, безнадежно испорченные рационализмом, и скованные мертвыми цепями логики, давно перестали верить в чудеса и считают, что мир можно познать при помощи органов чувств и размышления. Но нередко случается так, что мы сталкиваемся с явлениями, которые ставят нас в тупик, доказывая всю бесполезность логики.

И дети, со своей внутренней интуицией, сталкиваясь с этими проблемами, зачастую оставляют взрослых далеко позади. Как в том анекдоте:

— Леночка, ты что рисуешь?
— Бога.
— Так никто же не знает, как Он выглядит!
— Сейчас узнают!

Потому дети и любят сказки. Сказки — не просто смешные или поучительные истории. В них отражен тот взгляд на мир, который был у тех, кто эти сказки создал. Иными словами, это древняя мудрость, которую нам, взрослым, иногда не дано понять.

Но есть и те, кто, вопреки всякой логике, не утратил «детскость» восприятия мира. На таких иногда смотрят как на чудаков, людей «не от мира сего», и редко воспринимают их серьезно. Кто их может понять? Только другие «дети». Потому-то такие люди пишут сказки.

Михаэль Энде стал человеком-легендой второй половины XX века. Созданный им роман «Бесконечная История» был в свое время популярен не меньше, чем сейчас — пресловутый «Властелин Колец».

Ни занимательный сюжет, ни красивые описания, ни безудержная фантазия автора не способны объяснить той тайной притягательности, которой обладает эта книга. Есть в «Бесконечной Истории» нечто, что воздействует на читателя, минуя его ум, чувства и разум — словно напоминает ему что-то, давно забытое, но что он страстно хотел бы вспомнить…

Путь Атрю

Путь Атрю«Бесконечная История» — роман-«квест». На мальчика Атрю из племени охотников возложена особая миссия. Девочка-королева Страны Фантазии смертельно больна, и никто не знает, как ей помочь. Для того, чтобы найти лекарство, нужен герой, который готов отправиться хоть на край света и преодолеть все возможные препятствия. Эта задача ложится на плечи Атрю. Много испытаний ждет его в пути, пока он не приходит к загадочному «Восточному Оракулу», который, возможно, сможет дать совет. Но, чтобы дойти до него, нужно преодолеть трое врат.

  1. Врата Великой Загадки. Это два сфинкса, которые сидят, глядя друг на друга. Если же они направят свой взгляд на кого-то еще — для такого человека это равносильно смерти. В их взгляде сосредоточены все тайны мира, и путник не сможет сдвинуться с места, пока не разгадает их все. Чтобы пройти мимо, избежав смертельного взгляда, нужно преодолеть свой страх.
  2. Врата Волшебного Зеркала. Это огромное зеркало, которое показывает не внешний облик героя, а его внутреннюю сущность. Пройти эти врата можно только бесстрашно взглянув правде в глаза: «Я слышал, что именно те посетители, которые считали себя вполне безупречными, в ужасе, с криком убегали от чудищ, которые, ухмыляясь, пялили на них зенки из этого зеркала. Некоторых бедняг нам даже приходилось очень долго лечить, прежде чем они смогли отправиться в дальний путь» — говорит Энгивук, один из героев романа.
  3. Врата Без Ключа. Пройти через них можно только не желая этого. «Фантастический селен подвластен только одной силе — нашему желанию. Именно наше желание и делает его непроницаемым. Чем больше желаешь открыть эти ворота, тем прочнее они становятся. Но если кому-нибудь вдруг удается забыть все свои намерения и совсем ничего не хотеть, тогда они сами перед ним — раз! — и откроются!»

Что же это за трое врат, которые нужно преодолеть на пути к совершенству?

Первое — преодолеть страх смерти. В Ведах рассказывается история о том, как подобное испытание выпало на долю Брахмы. «Пребывая в неведении, Брахма размышлял: Кто я, восседающий на этом лотосе? Откуда он растет? Там, внизу, обязательно должно быть нечто такое, откуда вырос этот лотос, и оно, судя по всему, находится под водой. Размышляя над этим, Брахма по каналу в стебле лотоса спустился под воду. Однако, даже войдя в стебель лотоса… он так и не смог обнаружить его корень. О Видура, в поисках причины своего появления на свет Брахма достиг того предела, за которым обрывалась его жизнь. Этот предел определяет колесо вечности в руках Вишну, порождающее в умах живых существ страх, одним из проявлений которого является страх смерти». Преодолеть же такой страх, по мысли Вед, можно только положившись на милость Бога, а иначе, все наши попытки достичь совершенства будут равносильны попыткам «разгадать все тайны мира».

Второе препятствие — страх узнать о своей внутренней сущности. Не секрет, что знание налагает ответственность, поэтому и говорят: «много будешь знать — плохо будешь спать». Перед любым человеком стоит выбор: остаться в блаженном неведении и жить спокойно, либо, обретя знание, двигаться вперед.

Третье препятствие — ворота желания. Желания, привязанности в нашем духовном прогрессе тянут нас назад и иногда, ради продвижения вперед, нам нужно от многого отказаться.

Желания часто сравниваются с якорем. Можно сколько угодно грести, можно даже поставить на лодку мотор — но если якорь на дне, лодка далеко не уплывет. Избавляться от желаний, удовлетворяя их, — все равно что пытаться залить огонь бензином — от этого он только ярче разгорится. Вся современная цивилизация построена на разжигании этого пламени. Кажется, все изделия рук человеческих предназначены для того, чтобы «захватить» наши органы чувств. Наша повседневность — это неправдоподобно яркие краски, неправдоподобно громкие звуки, неправдоподобно сильные запахи… Это приносит свои плоды: людям уже недостаточно чувствовать простой вкус естественной пищи — и практически во всех блюдах присутствуют искусственные «усилители вкуса и запаха». Империя рекламы «бьет» по нашим глазам химическими красками и вспышками неоновых ламп.

К чему все это ведет? Наши чувства притупляются чем дальше, тем больше. Человеку недостаточно естественных средств, чтобы получить удовольствие — и он принимается за наркотики. А когда и наркотики не приносят наслаждения — человек кончает жизнь самоубийством. Или сходит с ума. Как это показывает история Бальтазара.

Путь Бальтазара

Бастиан БальтазарВторая часть «Бесконечной Истории» рассказывает о похождениях Бастиана Бальтазара — мальчика, который попадает в Страну Фантазию и пытается вернуться в свой мир.

Бальтазар наделен особым даром — все его желания исполняются. При помощи своих фантазий он сам творит придуманный мир, и сам же по нему странствует. Так он получает возможность почувствовать себя Богом-творцом, и это приводит к тому, что он решает захватить трон Фантазии и стать ее королем. Но у этого дара есть одно коварное свойство: каждое исполненное желание отнимает у мальчика часть воспоминаний о реальном мире. А когда воспоминаний не останется — путь туда будет отрезан.

В Ведах говорится, что человек, уходя из царства Бога, пытается сам занять Его место, действуя в материальном мире по собственной прихоти. Говорится, что материальный мир создан специально для этого — чтобы исполнить желание живого существа почувствовать себя Богом. И, кажется, все хорошо… Но чем больше человек запутывается в своих желаниях, тем больше он забывает о своем изначальном положении, а значит — теряет шанс вернуться назад. И куда ведет этот путь?

Бальтазара он привел в Город Бывших Королей — тех, кто когда-то сам пытался занять трон Фантазии. «Потом Бастиан увидел Жителей. Это были мужчины, женщины и дети, по своему внешнему виду обыкновенные люди, однако одежда их выглядела так, словно все они потеряли разум и больше уже не могли отличать вещи, которые надевают на себя, от предметов, служащих другим целям. На головах у них были абажуры, детские ведерки для песка, супницы, коробки, картонки, бумажные пакеты, кульки и корзины для бумаг. Они кутались в скатерти, полотенца, ковры, большие куски серебряной бумаги или были одеты в бочки, бадьи, ящики. Многие из них возили за собой или толкали сзади ручные тележки и повозки, груженные всяким хламом и рухлядью. Тут были разбитые лампы, матрасы, посуда, тряпки, осколки, блестящая мишура, безделушки. Другие носили такой же хлам на спине в огромных узлах».

Это город сумасшедших. Это люди, которые утратили все воспоминания о реальном мире. Так Энде показывает, к чему могут привести человека бесконечные желания, направленные на господство над природой. Они приводят прямиком в сумасшедший дом. Ни для кого не секрет, что обитатели сумасшедших домов часто страдают манией величия, считая себя то Наполеоном, то Чингисханом, то Самим Господом Богом. Сумасшествие — печальный итог жизни человека, который стремится во что бы то ни стало подчинить себе окружающий мир. В этом смысле современная западная цивилизация — мир безумцев.

Самые популярные ныне места паломничества — гипермаркеты и вещевые рынки, где вам могут предложить все что угодно — от зубочистки с алмазным напылением до мотокультиватора. Люди, убежденные, что им без этого никак, несут в свои дома тонны бесполезных вещей, тем самым все больше и больше связывая себя привязанностями.

В этой лавине, навалившейся на современного человека, очень трудно устоять на ногах и не поддаться этой опасности — забыть о смысле жизни. Пытаясь «взять от жизни все», мы теряем самое главное — память о нашем изначальном положении. Что же делать?

В «Бесконечной Истории» Бальтазару, утратившему память, на помощь приходит друг Атрю, который рассказывает ему о том, кем он был, когда жил в реальном мире. То же самое применимо и к нам. Нужен кто-то, кто напомнит нам о нашей изначальной природе. Для этого и приходят святые. Они учат как раз этому — как избавиться от страха, как узнать о том, кто мы такие, как усмирить лавину желаний… Они призваны дать настоящее знание… Хороший повод к ним прислушаться!

В заключение

Возможно, кому-то покажутся натянутыми и надуманными мои объяснения. Может быть, не отрицаю. Но я, человек придерживающийся ведического взгляда на мир, стараюсь видеть в этом свете все, с чем мне приходится иметь дело, в том числе и книги. Я думаю, Михаэль Энде не возражал бы, если бы узнал о том смысле, который я отыскал в его «Бесконечной Истории».