Интересна история написания этой книги. В комментарии к 5-му изданию «Книги Велеса» говорится (См. «Книга Велеса», М. 1997 с. 138): «Судя по тексту «Книги Велеса», она создавалась в VIII-IX веках нашей эры в Древнем Новгороде при князе Бравлине, а затем при варяге Рюрике. Последние тексты были написаны уже в Киеве при Аскольде новгородскими жрецами, бежавшими от преследований Рюрика из Новгорода в Киев.
О приходе в Киев Олега и Игоря Рюриковича «Книга Велеса» уже не упоминает. Видимо, в Новгороде летописание прервалось после подавления Рюриком восстания 864 года. А в Киеве после крещения Руси Аскольдом.
Восстанавливал язычество (а не ведическую веру) в Киеве уже варяг Олег. Но это было уже язычество именно варяжского толка, с кровавыми жертвами Перуну (о том, что варяги приносят человеческие жертвы Перуну, упоминает и «Книга Велеса») (Троян; Пр:1. Лют; I, 4.11). Эта практика сохранялась и при Владимире Святославиче, проведшем вначале языческую реформу и сохранившем сии жертвоприношения.
От этого мрачного периода не сохранилось языческих летописей, ведическая вера была уже сильно изменена. И ко времени нового крещения, предпринятого Владимиром в 988 году, древняя славянская культура была основательно разрушена.
Но древние книги тогда еще хранились и изучались князьями. И если в Киеве они были, надо полагать, уничтожены Владимиром и приехавшими с ним греческими священниками, то в Новгороде, где тогда правил его сын Ярослав (978–1054), эти книги продолжали изучаться княжеской семьей».
Итак, отсюда мы узнаем, что «Книга Велеса» создавалась в VIII–IX веках нашей эры в Древнем Новгороде, и не случайно, что именно благодаря Новгороду (где произошла завязка исторической драмы-судьбы «Книги Велеса») она дошла до наших дней. Из Новгорода от Ярослава Мудрого «цепочка книжной мудрости» передалась его дочери Анне Ярославне, которая перевезла старинные манускрипты, в том числе рунические книги и свитки, во Францию, когда вышла замуж за французского короля Генриха I Капета.
И дальше в комментарии к книге (с.139) говорится также о том, что эти книги и свитки хранились во Французской королевской библиотеке. Их дальнейшее странствие по Франции подробно описывается в романе «Анна Ярославна» писателем А.П.Ладинским, который много лет проработал в королевском архиве Франции.
Затем в комментарии (с. 140) приводится свидетельство о том, что эти книги хранились в аббатстве Санлис почти 800 лет до начала Великой Французской Революции.
Потом книги и свитки снова возвращаются в Россию благодаря деятельному участию сотрудника российского посольства в Париже Петра Петровича Дубровского.
Позднее Дубровский продал некоторые рукописи из своей коллекции (и есть основания полагать, что именно самые ценные рунические книги из библиотеки Анны) крупнейшему коллекционеру начала XIX века, ученому-археографу Александру Ивановичу Сулакадзеву.
Ниже в комментарии к «Книге Велеса» (с.146) сказано: «О нахождении «Книги Велеса» мы знаем благодаря сообщению Юрия Петровича Миролюбова (1892–1970 г.г.), в архивах которого долгое время хранилась ее копия.
В 1919 году, во время гражданской войны, дощечки «Книги Велеса» были найдены офицером Белой армии Али Изенбеком (в крещении Федор Артурович) в имении князей Донских-Захаржевских, близ Харькова.
Как полагают современные исследователи этой истории, вначале книга могла принадлежать Екатерине Васильевне Задонской, в девичестве Неклюдовой (1834–1919)… По-видимому, Неклюдовы приобрели «Книгу Велеса» у А.И.Сулакадзева, с которым были знакомы».
«…Далее, согласно рассказу Ю. П. Миролюбова, книга оказалась за границей, в Брюсселе. Там в 1924 году Юрий Петрович познакомился с Изенбеком, в то время открывшим мастерскую по росписи тканей. Узнав о том, что Миролюбов — литератор, пишущий на исторические темы, Изенбек указал на лежавший в углу мешок… Юрий Петрович мечтал сочинить поэму о Святославе Игоревиче, и потому находка источника, написанного на древнеславянском языке, была для него бесценной. Пятнадцать лет затем он работал с «дощечками Изенбека», приходя в его мастерскую и оставаясь там запертым на ключ…
13 августа 1941 года, после объявления Германией войны Советскому Союзу, с Ф. А. Изенбеком случился удар, и он умер. Бельгия была оккупирована нацистами.
После Ю. П. Миролюбов писал, что дощечки «Книги Велеса» тогда же были «изъяты Гестапо вместе с 600-ми его картинами».
«…Вернемся в послевоенные годы. После исчезновения «Книги Велеса» прошло семь лет. В 1948 году Ю. П. Миролюбов написал письмо в Русский Музей в Сан-Франциско, в коем сообщал о пропавших дощечках «Книги Велеса».
«…Потом, в ноябре 1953-го года, в журнале «Жар-птица», издававшемся русскими эмигрантами в Сан-Франциско, была опубликована заметка, в коей сообщалось о том, что с помощью Ю. П. Миролюбова «отыскали в Европе древние деревянные «дощьки» V века с ценнейшими историческими письменами о древней Руси» (См.: «Книга Велеса» с. 148).
О том, что было дальше и как копия «Книги Велеса» попала к нам в Россию, мы расскажем в следующей публикации раздела «Русские Веды».
Александр Асов, переводчик и комментатор «Книги Велеса»