noimage
<p>Русское слово «литература» происходит от латинского «литера» — «буква». То, что мы привыкли называть литературой — тексты, записанные на бумаге, — появилось сравнительно недавно. Не так давно весь славянский мир отмечал тысячелетие со времени появления кириллицы — письменности, созданной солунскими монахами Константином и Мефодием. Подвиг двух братьев воистину совершил переворот в жизни славянских народов и — наряду с крещением Руси — направил развитие культуры наших далеких предков в совершенно новом направлении. С греческого и латинского языка на древнерусский переводились книги, ставшие основой книжной культуры.</p>

Это и книги Священного Писания, и апокрифы, и «Физиолог» — что-то вроде энциклопедического словаря — и разные исторические хроники. Начиналась новая страница российской истории. Но неверно было бы думать, что славяне до появления книжности были диким и отсталым народом, чуждым искусству слова. Появлению литературы в любой нации предшествует необозримо долгий период устного народного творчества. Невозможно сказать, где и когда начали складываться русские былины, заговоры, сказки, песни. Иногда в этих народных текстах можно услышать отголоски легенд, уходящих в глубокую древность, к истокам всех мировых культур. Сегодня мы покажем это на примере одного из древних сказаний — «Сказании о Голубиной книге». Это произведение, очень любимое и почитаемое на Руси, было записано лишь в XVIII-XIX веках, хотя первые упоминания о нем относятся к XIII столетию. Странствующие певцы и сказители пересказывали древнюю песнь, неся слушателям древнюю мудрость, иногда добавляя что-то своё, а что-то — забывая. В итоге до нас дошло несколько вариантов сказания. Самые сильные изменения текст «Голубиной книги» понес после крещения Руси и распространения письменности — на древнюю, языческую, основу, как новая ткань на пяльцы, ложилась новая мудрость — христианская, греческая. Но и по сей день в ее тексте легко увидеть обрывки древних гимнов «Ригведы» и ведических сказаний. Знаменитый ученый-фольклорист, собиратель сказок, А. Н. Афанасьев, говорил: «Суеверные сказания, передаваемые стихом о голубиной книге, составляют общее достояние всех индоевропейских народов и совершенно совпадают с древнейшими мифами индусов и с показаниями Эдды. Происхождение их, очевидно, относится к арийскому периоду и рукописные памятники могли только подновить в русском народе его старинные воспоминания…» Начинается песнь с описания того, как Голубиная книга выпала с небес на землю. Книга эта включает в себя не простое знание, доступное всем, но знание сакральное, тайное.

Эта книга не малая,
Эта книга великая;
На руках держать — не сдержать будет,
На налой положить Божий — не уложится.
Умом нам сей книги не сосметити
И очам на книгу не обозрити.

Цари, священники, торговцы, крестьяне — все хотят знать, что написано в великой книге. Они выбирают человека, который сможет им это объяснить. Им оказывается царь Давид. Это напоминает некоторые сцены из Пуран — древнеиндийских сказаний — когда собрание мудрецов выбирает наиболее духовно продвинутого, чтобы он объяснил им сложные для понимания вопросы. В «Сказании» эти вопросы задает князь Владимир:

От чего у нас начался белый вольный свет?
От чего у нас солнце красное?
От чего у нас млад-светел месяц?
От чего у нас звезды частые?
От чего у нас ночи темные?
От чего у нас зори утренни?
От чего у нас ветры буйные?
От чего у нас в земле цари пошли?
От чего зачались князья-бояры?
От чего крестьяны православные
Который царь над царями царь?
Кая земля всем землям мати?
Кая глава всем главам мати?
Который город городам отец?
Кая гора всем горам мати?
Который камень всем камням мати?
Кая трава всем травам мати?
Который зверь всем зверям отец?

Традиция излагать мудрость в виде вопросов и ответов пришла из глубокой древности — так, например, были составлены «Упанишады» — трактаты, излагающие науку об Абсолютной Истине. В Риг-Веде говорится:

Кто воистину знает? Кто провозгласит?
Откуда родилось, откуда это творение?
Далее появились боги посредством
сотворения этого мира.
Так кто же знает, откуда он появился?

Царь Давид предлагает свои ответы на вопросы Владимира. На место главного города встает Иерусалим, на место главной реки — Иордан, на место главного дерева — кипарис, на место главной горы — Фавор, где Христос явил ученикам свою божественную природу. Все это ответы «поздние», христианские. Невозможно предположить, что на этих местах поэмы стояло в языческие времена.
Однако, остается несколько ответов менее понятных.

У нас белый царь будет над царями царь;
Ему орды все поклонилися,
Все языци ему покорилися,
Область его надо всей землей,
над вселенною;
Всех выше его рука царская,
Благоверная, благочестивая;
И все к царю белому приклонятся,
Потому белый царь над царями царь.

Что же это за мифический «Белый царь»? В Риг-Веде есть похожее место, посвященное царю Индре, который, по преданию, был главой Ариев — людей со светлой кожей.

С силой гонит он народы,
Властный, не встречающий сопротивления,
Кто один над людьми,
Над богатствами царствует,
Индра — над пятью поселениями племен
Этого Индру для вас мы призываем!

Индра появляется в «Голубиной книге» не единожды. Отвечая на вопрос о главе всех зверей, Давид говорит:

У нас Индра зверь над зверями зверь,
И он ходит, зверь, по подземелью,
Яко солнышко по поднебесью;
Он копает рогом сыру мать-землю,
Выкопает ручьи все глубокие;
Он пущает реки, ручьявиночки,
Прочищает ручьи и проточины;
Дает людям питанийца,
Питанийца, обмыванийца.

В Риг-Веде говорится о том же самом:

Индры героические деяния сейчас
я хочу провозгласить:
Те первые, что совершил громовержец.
Он убил змея, он просверлил русла рек,
Он рассек недра гор.

Серия ответов на вопросы о сотворении мира похожа на ведический гимн «Пуруша-Сукта»:

Началось у нас солнце красное
От светлого лица Божия.
Млад светёл месяц от грудей его;
Звезды частые от очей Божиих;
Зори светлые от риз его;
Буйны ветры — то дыхание Божее;
Тучи грозныя — думы Божии;
Ночи темныя от опашня его.
Мир-народ у нас от Адамия;
От Адамовой головы цари пошли;
От мощей его князи со боярами;
От колен крестьяне православные;
От того ж начался и женский пол.

В «Шримад-Бхагаватам», комментарии к Ведам, говорится:
«Две Его (Бога) ноздри дают начало дыханию и всем типам жизненного воздуха, из Его дыхания появляются разнообразные запахи. его глазные яблоки подобны солнцу и райским планетам. Волоски на его теле дают начало всей растительности. Волосы на Его голове и лице — вместилище облаков, а из его ногтей возникают камни».

«Пуруша-Сукта» утверждает:

Из Его рта появились священнослужители,
Из Его рук возникли цари и воины,
Из его живота появились торговцы,
А из ног — шудры (рабочие)

Гимны «Вед» ясно просматриваются сквозь слова «Голубиной книги» — не требуется ни особых усилий, ни богатой фантазии, чтобы заметить это. Древняя поэма — отражение мудрости веков, сохраненное славянами для грядущих поколений.