Наследие Даниила Андреева, включающее также цикл стихов и поэм, не до конца еще осмыслено и оценено. Объяснение этому просто — Андреев является уникальным феноменом мировой культуры. Сложно найти в истории столь глубоких и разносторонних творцов, проявивших себя одновременно как величайшие духовидцы, философы, писатели, поэты и метаисторики. Говоря о первом аспекте, некоторые называют Андреева «русским Данте», однако, похоже, что в чем-то он превзошел не только его, но также Сведенборга и Бёме. Материалисты, вообще, склонны считать написанное Даниилом Леонидовичем «бредом сумасшедшего», вот только кристальная логичность мыслей автора «Розы Мира» мешает приклеиванию такого ярлыка.
По размаху и глубине затронутых тем творения Даниила Андреева можно сравнить только с ведическими писаниями. Веды — это древнейшие и наиболее полные священные писания на Земле. В них можно почерпнуть удивительно точную и исчерпывающую информацию об устройстве мироздания, о циклах времени, о прошлом и будущем. Конечно, текстам Андреева далеко до полноты ведических текстов, однако при этом поражает, сколько совпадений между его воззрениями и Ведами! А ведь он просто не мог в России в то время и в тех условиях быть настолько широко знакомым с ними!
Синтез Вед и Христианства
Родившись в 1906 году, Даниил воспитывался в традиции православного христианства. Еще в детстве он стал регулярно посещать храм, и в течение всей жизни был верен Христу. При этом, его мировоззрение развернулось далеко за те узкие рамки, в которых его обучали. Д. Андреев вовсе не чужд идеи реинкарнации, он развивает представления о многоплановом строении Вселенной, о наличия жизни в разных мирах и на разных уровнях.
В «Розе Мира» выводится формула для каждой души: условие — свобода, путь — любовь, цель -Богосотворчество. Это означает, что каждый человек, прежде всего, обладает свободой выбора, он волен сам определять свой путь. Однако предназначением каждого, целью создания души является ее становление на путь со-творчества с Богом, служения Ему. И есть только один путь, через который это можно реализовать, — любовь. Современные исследователи могут провести явную связь между этой концепцией и описываемой в Ведах бхакти-йогой, путем любви к Богу.
Пророк Золотого века
«Розой Мира» Андреев поэтично называет будущую интеррелигию, вселенскую церковь, которая объединит все религии мира. Стоит отметить, что в трактате нет четкого указания, что именно такое имя она станет носить, поэтому это стоит рассматривать лишь как литературный образ движения, которое в будущем должно расцвести подобно прекрасному цветку.
Как говорилось выше, книга писалась в тюремной камере в грозные и кровавые сталинские времена. Во Владимирский централ его посадили в 1947 году на 25 лет за роман «Ленинградский апокалипсис». За колючей проволокой он провел десять лет, дальнейшие мучения предотвратила амнистия во время хрущевской оттепели. Этот мир Даниил Леонидович покинул в 1959 году, написав, как тогда водилось, «в стол» свой основной труд.
На первых же страницах книги автор дает пророчество в отношении того, свидетелем чего ему уже не предстоит стать. «Никто, кроме Господа Бога, не знает, где и когда затеплится первый огонь Розы Мира. Страна — Россия — только предуказана; ещё возможны трагические события, которые осложнят совершение этого мистического акта и принудят перенести его в другую страну. Эпоха — шестидесятые годы нашего века — только намечена; возможны гибельные катаклизмы, которые отодвинут эту дату на длительный ряд лет. + там ли, здесь ли, в этой стране или в другой, раньше на десятилетие или позже, интеррелигиозная, всечеловеческая церковь новых времён, Роза Мира, явится как итог духовной деятельности множества, как соборное творчество людей, ставших под низливающийся поток откровения,явится, возникнет, вступит на исторический путь». (Д.Л. Андреев «Роза Мира», изд. «Мир Урании», 2006 г., 19 стр.)
Между тем, как известно, невозможно обнаружить в 60-е годы ХХ века в границах России даже зачатка возникновения того грандиозного движения, о котором грезил великий духовидец. Собственно, сложно предположить вообще, что в те времена цитадель коммунистического материалистического ученияСССРмогла стать ареной для зарождения подобных процессов. Тем не менее, именно такой процесс стартовал в то время с другой стороны земного шара. Как известно, в 1966 году великий философ и духовный учитель из Индии Шрила Прабхупада приехал в США, где основал Международное общество сознания Кришны, целью которого стало распространение по всему миру универсального ведического знания.
Неизвестный сподвижник
Было бы просто глупо утверждать, что действия Даниила Андреева и Шрилы Прабхупады координировались кем-то из людей. Скорее речь идет о другом виде взаимодействия. В «Розе Мира» поясняется, что для распространения на земном шаре интеррелигии сейчас посылается Богом огромное количество людей. Они и становятся вестниками Золотого века, задачи которого Д.Андреев формулирует следующим образом: «Воспитание человека облагороженного образа; водворение всеобщего материального достатка; помощь развитию в человечестве высших способностей и светлых творческих начал; консолидация усилий со всеми учениями светлой направленности; преобразование планеты в сад, а Всемирной федерации государствв Братство».
Разве не это же проповедовал Шрила Прабхупада, опираясь на Веды? Может быть, немного другими словами, но смысл равнозначен. В «Брахма-вайварта-пуране» Всевышний Господь Кришна («Кришна» на санскрите означает «Всепривлекающий») про наступающее ныне время говорит следующее: «Весь мир станет единым. Он будет состоять из преданных Всевышнего Господа. И поскольку преданные Господа очень чисты, то любой человек, соприкасаясь с ними, будет очищаться от последствий своих грехов. Эта эпоха продлится 10 тысяч лет».
Исключительность «Розы Мира»
В отличие от Шрилы Прабхупады, Даниил Андреев не был звеном в цепи древней ученической преемственности, через которую передавалось ведическое знание. Упоминая о себе и своем способе познания истины русский духовидец пишет следующее: «Многообразию мира религиозных чувств соответствует и многообразие методов религиозного познания. Роза Мира может явиться и появится только в результате совместного труда огромного числа людей. Я убеждён, что не только в России, но и во многих других краях Земли — в первую очередь, кажется, в Индии и Америке, происходит тот же процесс: та же грандиозная потусторонняя реальность вторгается в человеческое сознание, сначаласознание единиц, потом сотен, чтобы позднее стать достоянием миллионов. Да, теперь, сейчас, вот в эту самую минуту, люди, ещё ничего не знающие друг о друге, иногда разделённые огромными пространствами и рубежами государств, иногда — лишь стенами нескольких домов, переживают потрясающие прорывы сознания, созерцают трансфизическую высь и трансфизическую глубь, и некоторые силятся — каждый сообразно личным способностям и складу души — выразить или хоть приближённо отобразить этот опыт в творениях слова, кисти и музыки».
Русский духовидец поясняет, что такие прорывы сознания случались с ним в Церкви, во время чтения молитв. Под конец жизни в условиях изоляции от мира в тюрьме они были особенно часты. По длительности они были достаточно кратковременны, зато следом шел длительный период осмысления, в ходе которого можно было и ошибиться в оценке увиденного. В этой связи можно сделать вывод, что именно ученическая преемственность позволяет наиболее объективно осмыслить такой прорыв сознания. В этом преимущество ведического пути познания, заключающегося в передаче знания от учителя к ученику.
В заключение, интересно отметить, что по словам духовидца, в прошлом своем воплощении на Земле он рождался в Индии. Так что «Роза Мира» — это мостик между широтой христианского Запада и глубиной ведического Востока.
Из стихотворений Даниила Андреева
Ослепительным ветром мая
Пробужденный, зашумел стан:
Мы сходили от Гималая
На волнующийся Индостан.
С этих дней началось новое, —
Жизнь, тебя ли познал я там?
Как ребёнка первое слово
Ты прильнула к моим устам.
Всё цвело,джунгли редели,
И над сизым морем холмов
Гонги вражьих племён гудели
В розоватой мгле городов.
Но я умер. Я менял лики,
Дни быванья, а не бытиё,
И, как севера снег тихий,
Побледнело лицо моё.
Шли столетья. В тумане сиром
Я рождался и отцветал
На безмолвных снегах России,
На финляндском граните скал.
Только родины первоначальной
Облик в сердце не выжечь мне
Здесь, под дней перезвон печальный,
В этой сумеречной стране.
1931
* * *
Индия! Таинственное имя,
Древнее, как путь мой по вселенной!
Радуга тоскующего сердца,
Образы, упорные, как память…
Рассказать ли?Люди не поверят,
Намекнуть ли?Не поймут ни слова,
Упрекнут за тёмное пристрастье,
За непобедимое виденье.
Прикоснусь ли нищею рукою
К праху светлому дорог священных,
Поклонюсь ли, где меня впервые
Мать-земля из мрака породила?
1931