Бхакти Тиртха Свами
<p>В понедельник, 27 июня 2005 года в 15 часов 40 минут в Гита-нагари, Пенсильвания, США, всемирно известный писатель, политик и духовный учитель Джон Фэйворс (Его Святейшество Бхакти Тиртха Свами) оставил этот мир. Несомненно, он был одним из тех людей, кто реально приближал наступление Золотого Века на земле. Все в его жизни было необычным.</p>

Даже смертельная болезнь — меланома (рак кожи) — пришла к нему в ответ на его молитвы о том, чтобы принять на себя бремя страдания людей этого мира. До последнего дня он оставался счастливым и исполненным любви.

Последним его даром человечеству стала книга медитаций «Нищий-4. Умереть до прихода смерти», фрагменты из которой мы предлагаем вниманию читателей ЗВ вместе с предисловием двух его духовных братьев, Их Святейшеств Радханатхи Свами и Шачинанданы Свами.

Путешествие в бесконечность

Бхакти Тиртха СвамиБхакти Тиртха Свами посвятил свою жизнь служению Богу в качестве смиренного инструмента Его милости. Жалость к страдающему человечеству повлекла его на поиски истины, кульминацией которых явилась его встреча с духовным учителем, Шрилой Прабхупадой. Много лет он путешествовал по всему миру, с риском для жизни распространяя дар духовного знания и любви. Он проник в сердца самых разных людей — от детей африканских племен, обитающих в джунглях, до профессоров американских университетов. Он одинаково вдохновляет и забытых голодающих, умирающих в гетто, и самых известных людей мира. Президенты стран, богатейшие промышленники, обиженные дети и беззащитные вдовы обрели надежду и направление в жизни, придя под руководство этого самоотверженного слуги.

Бхакти Тиртха Свами является моим близким другом на протяжение последних тридцати пяти лет. Я стал свидетелем его неукротимой воли пробуждать веру людей даже перед лицом неописуемо сложных обстоятельств. Я видел, как плачет его сердце от сострадания к горю и страданиям мира. Его удивительный творческий гений приковал к себе внимание миллионов людей неустаревашющими и вневременными духовными решениями проблем нашего современного мира. Внезапно, в возрасте 55 лет он услышал свой диагноз — запущенная меланома — и узнал, что жить ему осталось шесть месяцев.

В этой книге, которая называется «Нищий-4. Умереть до прихода смерти», Бхакти Тиртха Свами с любовью открывает нам свое сердце. Он описывает страхи, внутреннюю борьбу и боль, сопутствующие неминуемой смерти. Его честность и вера, без сомнения, просветят ум и растопят сердце читателей. Смиренно, благодарно и радостно учит он нас приветствовать любящую руку Бога. Давайте же сосредоточенно погрузимся в содержимое этой сокровищницы бесценного осознания.

Я выражаю Бхакти Тиртхе Свами свою глубокую благодарность за его бесценный вклад. Я от всего сердца молюсь, чтобы эта книга вдохновила всех читателей подняться над суетой эгоистических страстей и искренне последовать путем святых, которые умирают, чтобы жить в бесконечном блаженстве Божественной любви.

Радханатха Свами

Обретение крыльев

Стойте! Да, пожалуйста, остановитесь.
Вы стоите на пороге священного пространства:
Смерть — переход отсюда туда.

«Философия — это значит все время держать смерть в поле зрения», — сказал Шрила Прабхупада, духовный учитель автора. Да, смерть нельзя игнорировать. Она может преподать нам весьма полезные уроки в отношении жизни, поскольку заставляет нас смотреть на то, что является действительно важным — на то, что останется важным даже под придирчивым взглядом величайших мыслителей, которые додумывают все до конца.

Бхакти Тиртха СвамиБхакти Тиртха Свами сделал нам необычайный подарок, дар, который трогает сердце: свои размышления по поводу собственного ухода и о том, как подготовиться к нему. Книга его имеет отношение к каждому из нас, поскольку каждому из нас придется умирать. Однако при внимательном чтении выясняется, что автор нас «обманул». На самом деле его книга — о том, как жить вдохновенной и вдохновляющей жизнью, при условии, что мы принимаем преподаваемый урок к сердцу. «Умереть до прихода смерти» — известное выражение, обозначающее смерть ложного эго, а это цель всех религиозных традиций.

Ложное эго сравнивается с узлом в сердце, который привязывает вечную душу к иллюзорной жизни. Этот-то узел и надлежит разрубить. Сделав это, человек увидит, что оказался по ту сторону великой иллюзии и поймет, что смерти на самом деле нет. «Душа не рождается и не умирает. Она никогда не возникала, не возникает и не возникнет. Она нерожденная, вечная, всегда существующая и изначальная. Она не гибнет, когда погибает тело». («Бхагавад-гита» 2.20)

Однажды знаменитого Учителя Экхерта спросили: «Каким должен быть человек, способный видеть Бога?». Ответ был прост: «Он должен быть мертвым». Он имел в виду, что для того, чтобы Бог мог взять нашу жизнь под Свой контроль, себялюбец в нас должен умереть. Только тогда мы сможем стать инструментами в руках Бога.

Немецкий поэт Иоганн Вольфганг Гете так выразил это в своем стихотворении «Блаженное томление»:

И доколь ты не поймешь:
Смерть для жизни новой,
Хмурым гостем ты живешь
На земле суровой.

Один из самых ярких и радостных примеров «умирания до прихода смерти», это, по моему мнению, бабочка. Прежде чем войти в кокон, где ее ждет превращение, она живет прикованной к земле уродливой гусеницей, пища которой — грязь. Умерев до прихода смерти, она выходит из кокона прелестным, ярким созданием и наслаждается свободным полетом.

Жили-были две гусеницы — Правдолюбка и Бояка. Они жили в долине у подножия горы. В один прекрасный день до них дошла весть, что на краю их долины есть громадная колонна, и что стоит только взобраться на нее, как твоя жизнь мгновенно станет совершенной. Правдолюбка и Бояка были заинтригованы. Они отправились на край долины и увидели там колонну и тысячи гусениц, стремившихся залезть на ее верхушку. С трудом удалось им отвоевать себе местечко, и они, толкаясь, пихаясь и бранясь с другими гусеницами, начали подниматься вверх по колонне прогресса. Это занятие совершенно увлекло их.

Однако на полпути Правдолюбка засомневалась в том, что путешествие, в которое они ввязались, приведет их к чему-то хорошему.

— Слушай, Бояка, — обратилась она к подруге, — если здесь все пихают и толкают друг друга, стремясь к совершенству, то как же они, достигнув того самого совершенства, сделаются вдруг друзьями?
— Раз все лезут на эту колонну прогресса, — возразила Бояка, — значит, так и надо.
Однако Правдолюбка решила все-таки последовать своему внутреннему убеждению и, попрощавшись с Боякой, повернулась и поползла по колонне вниз.

После многих дней пути Правдолюбка вновь оказалась в родном доме. Однажды она услышала голос, звавший ее из кустов:

— Эй, Правдолюбка, посмотри на меня.
Пойдя на голос, она увидела гусеницу, наполовину спрятавшуюся в кокон.
— Что это ты делаешь? — спросила Праводлюбка.
— Я отправляюсь в превращение, — ответила гусеница, взглянув на нее. — Очень скоро я буду летать в небе.

Через месяц кокон вскрылся, и когда Правдолюбка пришла на то место, где он лежал, она нашла лишь пустую белую скорлупку. В одну прекрасную ночь ее подруга превратилась в бабочку и ранним утром полетела в цветник и принялась упиваться там цветочным нектаром.

Правдолюбка была очарована. В один прекрасный день ей пришло в голову взобраться на кустарник, и когда она увидела, что из ее тела выходит серебристая нить, она поступила так, как подсказывала ей ее природа: она начала заворачиваться в нее, как раньше на ее глазах делала другая гусеница. О, как счастлива была наша Правдолюбка исполнить в конце концов свое желание!

В это время Бояка взобралась уже почти на самый верх колонны прогресса. Карабкаясь на вершину, скрытую в облаках, она услышала над собой голоса, и они вселяли тревогу:

— О, нет! Все ложь! Нас обманули!
Вслед за этим послышался шум падающего и разбивающегося в лепешку тела.
— Господи, — сказал голос, — опять кто-то сорвался и убился. Наверное, следующим буду я.
— Не кричи ты так, — ответил ему другой голос, — не то все узнают, что мы все гонимся за иллюзией прогресса и скоро все погибнем.

Бояка пришла в ужас. И тут рядом с ней раздалось:

— Привет, Бояка!
Оглядевшись она увидела прекрасное создание с цветными крылышками, танцующее прямо в воздухе рядом с ней.
— Привет, Бояка! Это я.
— Кто ты? — испугалась Бояка.
— Бояка, посмотри мне в глаза.
Заглянув в глаза незнакомке, она узнала свою старую подругу и в изумлении произнесла:
— Правдолюбка, ты явилась в очень важный момент моей жизни. Пожалуйста, помоги мне, иначе я погибну.
— Я пришла, чтобы забрать тебя отсюда, — ответила Прабдолюбка. — Просто доверься мне.

Бояка очень обрадовалась. Правдолюбка помогла ей спуститься на землю и терпеливо научила ее искусству превращения, и вскоре Бояка скрылась в коконе, чтобы умереть до прихода смерти. Она разрушила свое ложное эго гусеницы и выпорхнула из кокона чудесной бабочкой, чтобы наслаждаться свободным полетом.

Бхакти Тиртха Свами, как никакой другой писатель, обладает необходимой квалификацией, чтобы описывать этот деликатный вопрос смерти. Эта книга написана чернилами осознания на бумаге настоящей жизни. Порой кажется, что автор сходит со страниц книги, хватает читателя за руку и буквально молит его: «Теперь используй свое время ради достижения конечного блага. Не бойся трансформации».

Сейчас, когда я пишу эти строки, мое сердце переполнено смешанными чувствами благодарности, восхищения и любви по отношению к нашему благословенному Свами. Бхакти Тиртха Свами всегда был примером для меня и всегда бросал мне своего рода вызов, всегда заставлял расти дальше. Я один из миллионов людей на этой планете, чью жизнь он поднял на новую высоту, и интуитивно я уверен: что бы ни случилось, мы обязательно снова встретимся — в этих ли телах, в других ли — потому что в конечном итоге никто не умирает. Душа вечна, полна знания и блаженства.

Бхакти Тиртха Свами без устали трудился, служа своему возлюбленному духовному учителю, чтобы пронести это радостное послание по всему миру: «Проснись, о вечная душа, и войди в край духовной свободы».

Шачинандана Свами

Из Медитации 1. Я умер пятого августа.

Бхакти Тиртха Свами5 августа 2004 года я приступил к завершению своего существование на этой планете. В течение одной недели я обнаружил, что у меня сахарный диабет и запущенная меланома.

Каждый день люди с ужасом узнают, что сами они или кто-то из близких больны смертельной болезнью. Сделав это открытие, люди злятся, приходят в смятение, чувствуют себя обманутыми и удивляются, почему это случилось именно с ними.

Чувства растерянности и гнева происходят из непонимания того, что милость Всевышнего может приходить к нам самыми разнообразными путями. Легко принимать милость Бога тогда, когда мы получаем то, что хотели. Это милость, приходящая прямо, фронтально. Однако если она приходит откуда-то с фланга, это может сбивать нас с толку, не говоря уж о том, что если она приходит с тыла, мы и вовсе не знаем, что подумать. В действительности же, когда внешне нас преследуют несчастья, это является выражением милости Бога в большей степени, поскольку в этих случаях Господь помогает душе принять и осознать свою вечную и чудесную природу слуги.

Господь постоянно изыскивает способы проявить Свою любовь. Жизнь полна приключений и возможностей служить человечеству и славить Бога. Когда человек способен принимать все как проявление милости и любви, ничто не будет беспокоить его слишком сильно.

5 августа — это день моего перерождения, ибо у меня появился шанс умереть, чтобы жить. Я, нищий, полон благодарности за то, что получаю милость Господа и с фронта, и с флангов, и — самое удивительное! — с тыла.

Из Медитации 2. Ходячий труп.

Видели ли вы когда-нибудь ходячий труп? Он так стремится быть чьим-то родственником, он считает себя жителем какого-то континента, страны, частью какой-то расы, он относит себя к какому-то полу и возрастной группе. У него есть фотографии всех членов его семьи, а у них есть его фотографии. Они собираются на семейные встречи со всей страны, чтобы обсудить семейные сплетни. Они говорят о том, кто умер и кто родился в прошедшем году, кто женился и кто развелся. Каждый год он гадает, кто же следующим покинет свое тело. Наверное, это будет он сам, ведь он уже труп, хотя и ходячий.

Он отправляется на работу рано утром, а возвращается поздно вечером. Его жена и дети, похоже, больше радуются его уходу, чем приходу. Он ненавидит свою работу и чувствует, что его начальник и сослуживцы терпеть его не могут, так же, как и он их. Тем не менее, ему приходится ходить на работу каждый день, но каждый год он гадает, кто из его сослуживцев следующим покинет свое тело. Наверное, это будет он сам, ведь он уже труп, хотя и ходячий.

По воскресеньям он ходит в церковь, синагогу, мечеть или храм, чтобы встретить там таких же людей. Иногда он спрашивает себя, на самом ли деле они понимают, что делают. Каждый месяц случаются похороны кого-то из прихожан. И он знает, что в церкви, синагоге, мечети или храме однажды объявят и о его смерти, поскольку он уже труп, хотя и ходячий.

Ходячий труп — это каждый из нас, потому что все мы чересчур отождествляем себя с телесными определениями, такими как раса, национальность, пол, политические взгляды, семья, работа, безопасность, образование, ритуалы и романы. Погрузившись в эти определения мы склонны забывать, что все они относительны и временны. Смерть неизбежна, она поджидает за углом всех и каждого. Так что проживет человек один год или сто лет, он все равно ходячий труп, потому что смерть придет очень скоро.

Если вы до сих пор не замечали ходячих трупов, то лишь потому, что не присматривались к окружающим. Хуже того, вы не были честны сами с собой. Так продолжайте же ходить, достигать чего-то, рваться к превосходству, строить отношения и размышлять, ибо скоро вы полностью осознаете, что вы труп, хотя и ходячий.

Я нищий, который понял, что он — ходячий труп.

Из Медитации 6. Мы прощаемся друг с другом.

Бхакти Тиртха СвамиКогда мне сказали, что у меня запущенная меланома, и жить мне осталось, может быть, полгода, я стал думать о тех людях, с которыми мне следовало бы попрощаться. Но хотел ли я отпустить их от себя или быть отпущенным ими? Кажется, я хотел бы, наоборот, больше присутствовать в их жизни и чтобы они больше присутствовали в моей.

Члены моей семьи звонили мне несколько раз, один за другим выражая свое доброе отношение ко мне и говоря, что они молятся за меня. Потом приехали на несколько дней мой родной брат и сестры. Мы смеялись и плакали вместе и размышляли о столь многих дорогих для нас вещах. Хотя мы прощались, на самом деле, мы хотели соединиться на более глубоком уровне, не желая отпускать от себя друг друга. Интересно, почему так не может быть всегда?

Мне очень повезло: меня навещали и мне звонили мои духовные братья и сестры со всего мира. Это было удивительно. Мы рассказывали друг другу о деяниях нашего гуру и вспоминали нашу совместную проповедь. Мы смеялись и плакали вместе в этих беседах, полных замечательной силы, нежности и любви. Ощущение было такое, как будто мы узнавали нежность и любовь друг друга впервые. Визит за визитом, звонок за звонком, мы прощались, но на самом деле мы хотели соединиться на более глубоком уровне, не желая отпускать от себя друг друга. Интересно, почему так не может быть всегда?

Мне повезло: меня навещали и мне звонили и писали мои ученики со всего мира. Как удивительно было обмениваться с ними глубокими любовными чувствами. Мы обсуждали наши совместные дела и общение. Мы смеялись и плакали вместе. Мои слова и книги проникли глубоко в их сердца, а их произносимые с любовью молитвы проникли глубоко в покои моего сердца, чтобы никогда уже их не покинуть. Ощущение было такое, как будто мы узнавали нежность и любовь друг друга впервые, не зная, что смерть моя уже близка. Хотя мы прощались, на самом деле мы хотели соединиться на более глубоком уровне, не желая отпускать от себя друг друга. Интересно, почему так не может быть всегда?

Я все время задаюсь вопросом, почему так не может быть всегда, и я, нищий, теперь убежден, что, на самом деле, может. Вы и я можем достичь этого, всегда прощаясь друг с другом, но на самом деле стремясь соединиться на более глубоком уровне, не желая отпускать от себя друг друга, но с жадностью ловя каждый момент, как будто он — последний.

Из Медитации 10. Умереть до прихода смерти.

Есть жизнь, и есть смерть. Каждый рождается, растет, некоторое время существует, приходит в упадок, а затем погибает. Другое название рождения — смерть. Одно без другого невозможно: если кто-то родился, он довольно скоро умрет, а того, кто умер, ожидает рождение.

Моя мать часто говорила: «Дарите мне цветы, пока я могу их видеть». Когда я был ребенком, мне это казалось странным, но, став взрослым, я понял: то была мудрость. Мать понимала, что тело преходяще, и вершила свою жизнь, понимая, что нужно проявлять любовь каждое мгновение. Наша жизнь и жизни других закончатся в самом скором будущем. При правильной подготовке и непривязанности мы постигнем науку умирания до прихода смерти и соединимся с душой и ее вечным домом — духовным миром. В конце концов, смерть предназначена для того, чтобы удалить все ненастоящее и второстепенное.

Истинный спиритуалист глубоко оценит сказанное моей матерью. Когда тело умирает, душа уходит на встречу с новым телом, поэтому важно сказать и сделать все наилучшее для каждого человека прямо сейчас! Мы должны сделать каждый день нашей жизни достойным того, чтобы стать ее завершением, прямо сейчас! Самое естественное для нас — это жить в любви, потому что тогда всякое наше общение будет качественным. В этом общении мы будем делиться состраданием, решимостью и глубоким пониманием и получать то же самое от других.

Это искусство совершения жизни здесь и сейчас, которое при правильной подготовке и непривязанности позволит нам постичь науку умирания до прихода смерти и соединиться с душой и ее вечным домом — духовным миром. В конце концов, смерть предназначена для того, чтобы удалить все ненастоящее и второстепенное.

Я — тот скромный нищий, который отчаянно пытается умереть до прихода смерти.

Из Медитации 15. К чему бояться смерти?

Сегодня моя душа обратилась к моему временному «я» и сказала: «Эй, что это такое? Как может тот, кто обладает таким знанием, бояться смерти? Смерть — это одна из самых послушных и верных слуг Бога. Смерть равно относится ко всем и никогда не забывает ни о ком и никого не обходит. Смерть часто очень терпелива. Смерть удаляет все ненастоящее; смерть показывает наших истинных друзей; смерть выявляет наши истинные ценности; смерть выводит на первый план мудрость; смерть просвещает нас относительно наших страхов и слабости; но самое главное, смерть напоминает нам о том, что эти материальные тела и материальные вселенные не являются нашим настоящим домом. Когда смерть позовет тебя, не бойся и не прячься, а предстань перед ней и посмотри, что она может тебе предложить. В конце концов, она честный, верный и послушный слуга Кришны».

Моя душа продолжала объяснять: «Я вижу, что твой великий страх смерти есть не что иное, как страх потерять себя, поскольку ты мой временный и иллюзорный спутник. Наверное, ты очень боишься нашего расставания, поскольку раньше мы все делали вместе. Однако ты часто пребывал в иллюзии, что ты являешься делателем и правителем. Каждый раз, как ты наносил визит управляющему смерти, он старался напомнить тебе, что в своей будущей жизни ты должен прекратить пытаться господствовать над всем, что попадается тебе на глаза, и что ты должен оставить свои притязания на преклонение окружающих, престиж и другие тонкие привязанности. Скоро ты полностью соединишься со мной и мы вернемся домой, к нашему служению в духовном мире. Многие из наших спутников помогают тебе в этом переходе; ты упрямец, но ты все же благословлен. Оставь весь свой страх перед смертью. Когда смерть позовет тебя, не бойся и не прячься, а представься и посмотри, что она может тебе предложить. В конце концов, она честный, верный и послушный слуга Кришны».

«Я — тот скромный нищий, которому осталось совсем мало времени на то, чтобы отречься от всей двойственности и приветствовать смерть радостно и торжественно».

Перевод Е.Чернявской,
переложение для газеты
А.Кубельского