noimage
<p><p">Выбор всегда за самим человеком — принять «синюю или красную таблетку». «Я только показываю дверь, войти должен ты сам», — говорит своему ученику духовный учитель (как таинственный Морфиус в «Матрице»). Что же дальше? Принял «синюю таблетку» — и продолжаешь оставаться в «матрице», воплощаясь снова и снова в материальном мире, играя роли, которые отводит тебе неумолимый закон кармы. Искренне считаешь себя то царем, то нищим, то юной девушкой, то уродливой старухой, то полубогом, то червем или инфузорией… Бесконечная цепь перевоплощений — и так до следующей встречи с Духовным Учителем, который снова предоставит тебе выбор. Выберешь «красную таблетку» — о, тут все не так просто… Начинается долгая борьба за возвращение к реальности.

Во всех кинотеатрах — новое голливудское чудо: «Матрица. Перезагрузка». Первый фильм «Матрица» вышел несколько лет назад и снискал себе огромную славу. Теперь все ждут третий фильм, в котором произойдет окончательная развязка.

Люди выходят из кинотеатра, слегка потрясенные. Оказывается, все, что мы видим вокруг себя — не более, чем иллюзия. Компьютерная программа. Гигантская сеть Интернет, игра, в которую мы ушли с головой и уже не способны выйти. Разные облики людей, все наши чувства и переживания — не более чем ряды цифр в процессоре гигантского компьютера. Мы в ловушке. Этим миром правят жестокие и бездушные машины, а нас они используют просто в качестве «батареек».

Большинство зрителей, конечно, скоро оправятся от этого шока и снова поверят в реальность происходящего. Они будут есть, пить, веселиться, уверенные в том, что это и есть настоящая жизнь. Однако авторы фильма не шутили. Только немногие поймут: то, что рассказано в этом фильме — правда. Если убрать всю внешнюю голливудскую мишуру: бесконечные драки, погони, «великую битву за выживание человечества», без чего фильм не сделаешь кассовым — в «сухом остатке» остается очень глубокая философия, которую авторы, несомненно, позаимствовали из Вед (или из буддизма, который тоже базируется на ведических представлениях). В чем заключается эта философия?

Увы, как это ни печально, мы с вами действительно находимся в матрице — в этом материальном мире. (Слово «матрица» и произведено авторами фильма от слова «материя».)

Мы — вовсе не то, чем привыкли себя считать: мужчины, женщины, американцы, русские, молодые, старые… Мы — вечные духовные души, свободные от рождения, смерти, старости и болезней. Мы просто на время оказались в иллюзии, увлекшись играми этого мира. Не так уж сложно понять, что «с этим миром что-то не так» (как говорят герои в первом фильме «Матрицы»). Мы ведь не хотим старости, болезней, смерти наших любимых, несправедливости, бесконечной вражды — но вынуждены терпеть все это. Это явно какая-то ошибка. Разумные люди во все времена понимали это и пытались узнать: кто же мы на самом деле, где же истинная реальность? И искренне ищущие всегда получали ответ. В любой культуре, где бы они ни жили, они всегда могли найти ключ к Истине: мистерии Древнего Египта, эзотерические философские школы Древней Греции, учителя раннего христианства, духовные наставники Индии — все они подводили искренне ищущего к ответу: «Ты не тело, твой истинный Дом — не здесь». Так «мистеру Андерсону» дается шанс стать «избранным Нео». Но выбор всегда за самим человеком — принять «синюю или красную таблетку». «Я только показываю дверь, войти должен ты сам», — говорит своему ученику духовный учитель (как таинственный Морфиус в «Матрице»).

Что же дальше? Принял «синюю таблетку» — и продолжаешь оставаться в «матрице», воплощаясь снова и снова в материальном мире, играя роли, которые отводит тебе неумолимый закон кармы. Искренне считаешь себя то царем, то нищим, то юной девушкой, то уродливой старухой, то полубогом, то червем или инфузорией… Бесконечная цепь перевоплощений — и так до следующей встречи с Духовным Учителем, который снова предоставит тебе выбор.

Выберешь «красную таблетку» — о, тут все не так просто… Начинается долгая борьба за возвращение к реальности. (Даже в фильме в тело Нео вонзают тысячи иголок, чтобы вернуть его в реальную жизнь.) Это называется садхана, духовная практика. Путь повторения молитвы или мантры, долгой борьбы со всеми своими анартхами, остатками привязанностей к материальной иллюзии. Может быть, этот путь тоже займет не одну жизнь… Но что с того? Никакая цена не будет слишком высокой, ибо ты возвращаешься в реальность, навсегда оставляя путы иллюзии. Иногда для этого придется совершать какие-то аскезы (как герои «Матрицы», вращающиеся вокруг Земли на своем «Навуходоносоре», вынуждены питаться невкусной кашей — ничего другого у них нет). У кого-то может не хватить терпения, — и он захочет опять в «матрицу» (как один из героев первого фильма, заключивший сделку с «агентами», чтобы снова «подключиться к матрице» и снова «есть мясо и пить вино, пусть и иллюзорные»). Но те, кто выдержит, — тем откроется Путь Домой, в «родной Зион», намного более прекрасный, чем в фильме. Впрочем, посмотрим, что будет в третьей части, такое впечатление, что «Зион» второй части — это тоже один из видов иллюзии. А пока мы еще здесь и витаем над этим материальным миром, не будучи уже его частью, нам остается только проповедовать — «ходить на санкиртану», как называют это современные кришнаиты. Т.е. иногда снова «подключаться к матрице», сознательно идя на риск очередной встречи с «агентами» этого материального мира — и все это только ради встречи с какой-нибудь одной искренней душой, которая тоже начала догадываться, что «в этом мире что-то не так». И тогда мы сможем взять эту душу с собою и сказать ей те же слова, которые когда-то сказали нам: «Добро пожаловать в реальный мир!» Так мы принимаем положение духовного учителя в этом мире. («Спасибо тебе, Нео, за то, что ты спас меня», — говорит один юноша во второй части «Матрицы». «Не за что, ты сам себя спас», — отвечает ему Нео). Это верно: только совместные усилия учителя и ученика приводят к успеху.

Вот такой удивительный фильм гуляет сейчас по экранам. И это тоже один из признаков наступления Золотого века — если даже голливудские режиссеры заинтересовались философией. Только кто из зрителей действительно поймет глубинный смысл этого фильма? Может быть, ты?

Александр Кубельский.