noimage
<p>Смысл духовной практики в том, чтобы, одухотворив свое бытие, научиться во всем видеть проявление духа, и значит, научиться во всем видеть личность. Бог — изначальная личность. Сотворенный мир — слепок Его личности. Дух Его пронизывает все творение. Горы, реки, деревья, воздух, солнце, луна, земля... Материальные глаза повсюду видят только неодухотворенную мертвую материю, подчиняющуюся механическим законам, но глаза, очищенные слезами любви к Богу, повсюду видят пульсирующую жизнь духа, которую Сам Кришна вдохнул в этот мир.</p>

Дети любят играть в машинки и куклы, особенно если машинки могут ездить и гудеть, а куклы — пищать или проявлять какое-то подобие жизни. Чуть подрастая, они впериваются в телевизор или компьютер, имитирующие жизнь. Но, заигравшись с имитацией жизни, они забывают, что такое настоящая жизнь. Так и мы, заигравшись с механической имитацией жизни, разучились видеть и различать подлинную жизнь, разучились быть личностями сами и видеть личностное начало повсюду. Счастье ушло из нашей механической жизни и ему на смену пришли механические наслаждения — жалкий суррогат подлинного счастья. Мы смотрим на мир механическими окулярами своих глаз и повсюду видим только мертвую материю. Потому что в нашей груди бьется механическое сердце.

* * *

Однажды ученик Конфуция Цзы-гун встретился со стариком-садоводом. Старик, сгорбленный от тяжкого труда, работал в своем саду: черпал воду для полива из колодца и носил ее в горшке. Цзы-гуну стало жаль старика.

— Эй, любезный, тебе же тяжело носить воду. Почему бы тебе не воспользоваться водочерпалкой?

Старик ответил:

— Я слышал от своего учителя, что тот, кто пользуется механизмами, будет всё делать механически. А тот, кто живет механически, будет иметь механическое сердце. Тот же, в чьей в груди бьется механическое сердце, утратит первозданную чистоту и доброту. А без первозданной чистоты в жизни моей не останется счастья… Торгаш, назвавшийся философом, неужто ты думаешь, что я променяю свое сердце на водочерпалку? Уходи и не мешай мне работать.

* * *

Шастры (священные писания) называют век Кали янтра-югой, веком машин, потому что механическое видение людей в этот век породит бесконечное множество механизмов, да и сами люди все больше и больше будут превращаться в механизмы. Они будут ездить на механических машинах, слушать механическую музыку, есть механическую пищу, выращенную механизмами и приготовленную автоматизированным способом, вести механические беседы и смотреть друг на друга как на механизмы для своего наслаждения. А в груди у них будет биться разучившееся любить и плакать механическое сердце.

Бхакти Вигьяна Госвами