Его работы объехали полмира, завоевав самую высшую признательность зрителей и самые блестящие награды строгих критиков. Его работы можно встретить в Государственной Третьяковской галерее, Музее Кино, в частных коллекциях США, Японии, Италии, Франции, Швейцарии, Германии, Китая, Кипра. Но душою его овладела Индия, с ее удивительным природным колоритом, изяществом форм и глубиною философии.
— Полностью поглотила меня культура древней индийской миниатюры. Много изучал материалов, хотелось соединить древнюю миниатюру и современность, создать свой стиль. Изучено и собрано большое количество художественного материала для иллюстраций к книгам Махабхарата и Рамаяна. Положено начало для работы над «Источником вечного наслаждения», уже есть серия картин и эскизов на эту тему. Мечтаю поехать в Индию расписывать храмы. В 1997 году это почти что состоялось, уже даже с семьей попрощался… Но, увы, в последний момент все изменилось.
Когда Вилен Суренович со своей выставкой был в Индии, он сделал большую серию работ в карандаше и пастели, отражающих неповторимую самобытность этой удивительной страны. Бомбей, Дели, Калькутта, красоты долины Кула… Все эти работы были выкуплены министерством культуры.
— Ведическая философия привлекает меня очень давно. В 68-м, 69-м годах мы все носились с различными Учителями, покупали «самиздатовскую» литературу на последние деньги. И вот первый экземпляр Бхагават-Гиты в переводе Смирнова. (Вообще, у меня три настольных книги — Библия, Бхагават-Гита и просто «жизнь».) Ценность и высота этой удивительной книги проявлялась даже в смирновском переводе. Изучал и изучаю до сих пор разные переводы. Ищу Йога-Cутру Патанджали, ее лучший перевод был в «самиздате», теперь у меня нет этой книги. В свое время мы собирались большой компанией: йога, эзотерика… Вся интеллигенция того времени была по-детски упоена новыми знаниями. И я говорил своим друзьям: «Ну вот, еще месяц — и ухожу в самадхи».
На самом деле, творческие люди находятся в гуне страсти, и поиски были такие, что я даже перестал рисовать. По этому поводу собирался целый консилиум моих друзей, предлагая мне снова заняться делом. Но в том то и было как раз ощущение, что творчество мешало, что людям нужны не картины, и что нужно заняться делом! А превратить творчество в Дело — это высший пилотаж. Цель, которую еще нужно достичь, — это, чтобы дело, которое ты делаешь, было сразу отдано. Оно должно быть посвящено Господу, и ты не должен привязываться к результату, созданному тобою. Дело должен быть отдано в жертву.
Русский художник должен быть мудрым. Он должен что-то сказать зрителю. Он не должен только ублажать его чувства. Художник должен открывать, проявлять, дать осознать — и эта цель самая главная. Поэтому я в произведениях создаю образы, нередко сложно-читаемые, символические, лаконичные, — они учат рассуждать.
Вилен Суренович свой удивительный опыт передает детям. Он и сам рисует с самого раннего возраста, а теперь раз в неделю преподает рисунок в Творческом Центре прикладных искусств для детей и юношества.
— Сама способность раскрыть сущность человека, каким образом открывается эта сущность, и способы открытия каждой личности очень уникальны, специфичны. Все это и создает личность в том смысле, в котором мы ее понимаем. «Познай самого себя» — этим сущность проявляет свое лицо — личность, проявляет и рисует человека. Насколько раскрыта личность — настолько и реализована. Личность — это духовная частичка самого Создателя, вечная и неуничтожимая, и мы должны все ее реализации, весь потенциал пожертвовать Богу, чтобы вновь вернуться к Нему.