Еще Стравинский задумывался над особенностями индийской музыки и пытался сопоставить и даже использовать в своих опусах принципы раги. Однако без должной работы над сознанием нам, европейцам, действительно сложно открыть для себя весь космос гармонии раги. Можно только надеяться, что со временем человечество откроет для себя всю красоту, сложность и целостность искусства раги — то, что мы подразумеваем под термином «индийская музыка». Тем не менее, сегодня мы попытаемся пролить некоторый свет на это завораживающее и притягательное искусство.
В Индии существуют две основные музыкальные традиции — карнатакская, или южноиндийская, и индустанская, или североиндийская. Я познакомлю вас с одной из начинающих исполнительниц раги, поющей в североиндийском стиле, которая и будет нашим гидом в таинственном мире звуков. Эльвира Насырова (ее духовное имя Авантика) обучалась искусству пения раги в Индии. Поет она, конечно, в основном перед поклонниками индийской музыки и ее мастерство вызывает неподдельный интерес. В прошлом году она выпустила два своих диска
— Что такое рага? Давай поговорим о ней.
— На мой взгляд, понять концепцию раги может помочь санскритское высказывание «ранджайати ити рагах» — то, что доставляет эстетическое удовольствие, именуется рагой. Рага — музыка души, утончающая восприятие себя и окружающего, состоящая из оттенков и полутонов настроений. Она наталкивает на размышления о вечности духа, жизни и красоты. Объясняется, что рага нисходит непосредственно из духовного мира и передает неповторимые ощущения соприкосновения с духовной реальностью. Поэтому пение раги приносит наслаждение и слушающему ее, и самому исполнителю. Концепция раги включает в себя строгие принципы, лежащие в основе любой исполняемой мелодии и одновременно живое творчество, порыв созидающей души, ее обращение к людям и Богу. Индийская музыка опирается на 10 основных тхатхов (ладов), которым нет аналогов в западной традиции. Эти лады сами по себе не имеют особой привлекательности, но дают начало бесконечному разнообразию мелодий. Часто раги даже не расписаны по нотам, в них приведены лишь указания о восходящих и нисходящих звуках произведения, и опытный певец или музыкант сам строит свою мелодию в соответствии с желанием, настроением, заложенным в последовательности звуков и тем уровнем мастерства, которым он владеет. Каждая рага выражает определенное эмоциональное состояние. Она тесно связана с временем суток, временем года и теми духовными переживаниями, которые проявляются в отношениях с Богом здесь и в мире вечного блаженства. К примеру, я исполняю рагу бхаирав, время пения которой — раннее утро, наиболее благоприятное для духовных размышлений, когда тихо и неторопливо пробуждается природа. Сами звуки этой раги несут умиротворение, созерцательность, посвящение себя внутреннему поиску.
— А как до нас дошли раги, то есть как они попали к нам из духовного мира?
— Из древних текстов известно, что Брахма — первое живое существо и творец Вселенной услышал звук флейты духовного мира, который эхом отозвался в его сердце как АУМ и вышел изо рта как ведическое знание, включающее в себя и музыкальный раздел. Это знание составило культуру человеческого общества и общества существ с более развитым сознанием — полубогов. Семь нот СА, РЕ, ГА, МА, ПА, ДХА, НИ представляют деятельность чувств Брахмы. Недаром раги способны доставлять наслаждение и нашим чувствам! (Доказательством служат исследования психологов, которые утверждают, что из всех явлений наибольшее воздействие на наше сознание оказывает музыка или звук, тогда как любовь — на третьем месте!) Кроме того, звуковой ряд ведической музыки состоит из 22 звуков, а это значит, включает в себя микротоны, звуковые оттенки, усиливающие разнообразие звуковой гаммы и ее духовное восприятие.
— Значит, слушать раги не только приятно, но и полезно?
— Да.
— Расскажи о твоих музыкальных успехах. Как и где ты обучалась пению?
— Для начала скажу, что я училась музыке немного, в обычной музыкальной школе. Позже, увлекаясь индийской философией, стала слушать индийскую музыку, пробовала петь. Близкие люди поддержали меня в моих начинаниях, и так возникла идея получить необходимое образование непосредственно в Индии.
Поездка удалась, хотя и были некоторые трудности. Я встретила то, что отвечало моему вкусу и пониманию — раги в классическом североиндийском стиле. Это было благословение свыше! Я вспомнила, как в детстве, не зная ни о чем подобном, пела тайком похожие вариации звуков и мелодий с щемящим пронзительным чувством тоски…
Моя учительница музыки родом из Непала, но уже несколько лет живет во Вриндаване — одном из главных мест паломничества, где я ее и встретила. Падма Сакхья — молодая, эрудированная женщина, приехавшая во Вриндаван в поисках самопознания. Кроме музыки, она профессионально занимается йогой. От нее я получила хорошие рекомендации по уходу за телом, правилам пения. Мы легко находили общий язык, почти не зная языка (я плохо говорю на английском и совсем не говорю на хинди, а она на русском уж тем более). Но язык любви, музыки, гармонии и красоты понятен всем и мы стали хорошими друзьями. Сейчас она ждет моего возвращения, и я его жду.
Находясь во Вриндаване, я ходила из храма в храм, слушая различных исполнителей раги. Надо отметить, что в Индии храмы — основное культурное место, где искусство тесно связано с поклонением Богу (драматическое, музыкальное, художественное). В храме Радха-Рамана живы старинные семейные традиции. Искусство пения для наслаждения Божества передается там из поколения в поколение уже не одно столетие.
— В Индии нет конкурсов исполнителей раги?
— Есть, конечно, но они демонстрируют глубину мировосприятия и чувство преданности Богу, ведь рага поется больше сердцем, нежели голосом.
— Значит раги поют в духовном мире и на Земле?
— Да, Бог таков, Он везде хочет наслаждаться. Если наша природа любить и служить, то Его природа быть любимым и принимать служение, хотя это не исключает взаимности.
— Каков аккомпанемент раги?
— Используются совершенно разные инструменты. Большинство из них незнакомы западному слушателю. Из струнных, в основном, это ситара, тамбура, сарод. Ритм отбивают на таблах, мридангах. Гопи, возлюбленные Кришны в духовном мире, отбивают ритм на пакаваче. А пакавач, разделенный на два и есть табла — два барабанчика с разными мембранами. Подыгрывают на флейте, индийской гармонике. Отдельную партию может вести шехнаи. Я пою под гармонику или тамбуру.
— Гармоника понятно, а вот что из себя тамбура представляет?
— Интересный инструмент с четырьмя струнами, а звуков всего два, интервал между СА и ПА. Этот интервал в раге остается неизменным, поэтому практически все раги можно петь под тамбуру, голосом выводя мелодию. Издревле под тамбуру пели санскритские стихи из священных писаний.
— Скажи, а возможно достичь высокого уровня в искусстве пения раги?
— Вполне реально, если ежедневно практиковаться. Хотя для западных людей это нелегко. Мне кажется, даже анатомически голосовой аппарат восточных людей устроен иначе, поэтому может проявлять неземное звучание. Тем не менее, практика хотя бы одного-двух часовых упражнений для голоса будет эффективной.