Империя грёз
<p align="justify">Признаюсь честно, я не раз слышала разговоры и даже семинары о том, что телевидение засоряет сознание, программирует поведение, гипнотизирует. Однако, это не изменило мою привычку проводить «свободное» время за просмотром очередного продукта «империи грез». Думается, что в этой слабости я далеко не одинока. Похоже, мы не очень-то верим в «зомбирующий» эффект ТВ. Но многие ученые умы оказались не столь наивны. В далекие 70-е годы был проведен ряд исследований этой темы, и вот какие результаты были получены.</p>

А я все чаще замечаю,
Что меня как будто кто-то подменил.
О морях и не мечтаю,
Телевизир мне природу заменил.

Лучший друг человека

«Телевизор?! Это идеальное существо со всех точек зрения. С женской: не пьет, не курит, налево не ходит, полон любовных историй. С мужской: не пилит, не спрашивает: „Где был?“, не требует денег, полон бокса и футбола. Даже любящая мама не может с ним сравниться. Он всегда дома, никогда не ругается, не наказывает. Не устает. Не приказывает: вымой руки-посуду-полы, покажи дневник, сядь за уроки. Наоборот! — он говорит: „Ничего не делай. Только сядь передо мной и нажми кнопку“. Он оправдает любое безделье, нарушение всех обещаний и обязательств. Вы же должны были посмотреть эту передачу.

Когда его изобрели, никто не думал, что он станет членом семьи, воспитателем детей. Но — так вышло. Люди даже не задумываются (и знать не хотят), что происходит с ними, с их душой, с их мозгами от непрерывного поступления внутрь теле-, радио и прочей электронной продукции. Телевизор разрушает человеческую иерархию чувств и отношений. Вы начинаете что-то важное говорить, а вам в ответ: „Не мешай! Замолчи!“

Они слушают, что говорит ящик».

Александр Минкин «Под властью маньяков»

Сны на яву

Признаюсь честно, я не раз слышала разговоры и даже семинары о том, что телевидение засоряет сознание, программирует поведение, гипнотизирует. Однако, это не изменило мою привычку проводить «свободное» время за просмотром очередного продукта «империи грез». Думается, что в этой слабости я далеко не одинока. Похоже, мы не очень-то верим в «зомбирующий» эффект ТВ. Но многие ученые умы оказались не столь наивны. В далекие 70-е годы был проведен ряд исследований этой темы, и вот какие результаты были получены.

Когда мы разглядываем какой-либо предмет, наш глаз занят активной работой. Он совершает сложные сканирующие движения, переводя фокус зрения с одной части предмета на другую. Причем, эти движения не подчинены какой-то одинаковой для всех людей схеме, а связаны с индивидуальными особенностями личности.

Итак, Герберт Э. Кругмен выяснил, что биотоки головного мозга человека, читающего книгу или просто рассматривающего какой-то реальный объект, находятся в диапазоне гамма-частот. ТВ — изображение обладает иными свойствами, чем реальный объект, и наши глаза вынуждены приспосабливаться к ритму мерцания световых точек и частоте смены кадров на экране. Мышцы глаза, не побуждаемые нашей волей, фиксируются в одном положении, в соответствии с единственным неизменным параметром — расстоянием до телевизора. Взгляд застывает, а мозг после 15-20 минут телепросмотра начинает работать в альфа-частотах. Что это означает?

Преобладание альфа-частот означает, что человек находится в отрешенном состоянии. Например, когда мы мечтаем или глубоко погружаемся в свои мысли, наши глаза могут быть открыты, но они не изучают окружающее пространство. Мы наблюдаем образы, возникающие перед нашим внутренним взором. Так же эти частоты доминируют у человека в состоянии сна, медитации и… гипноза.

Таблетка от реальности

Почему же мы не отдаем себе отчет в этой пассивности? Почему так быстро привыкаем ужинать перед экраном и делить свое внимание между членами семьи и диктором новостей (зачастую не в пользу первых)?

Этот вопрос, оказывается, тоже не остался открытым. Психологи уже давно вещают с высоты своих кафедр о том, какие защитные механизмы включаются в нашем сознании во время просмотра ТВ. Что ж, осветим и мы некоторые из них.

Идентификация. Мы неосознанно отождествляем себя с героем фильма и делим с ним все горести и радости сюжета. Очевидно, что средний обыватель мегаполиса никогда бы не смог получить такого разнообразия впечатлений в своей реальной, распланированной на годы вперед, предсказуемой жизни.

Сублимация. Практически каждый человек носит внутри некий «сундучок» с нереализованными желаниями. Человек, не способный или нежелающий разрешить свои внутренние противоречия на яву, может заменить реализацию таких «неугодных» желаний просмотром соответствующих ТВ программ и фильмов.

Проекция. Телезритель бессознательно наделяет своими негативными качествами отрицательного героя, и таким образом защищает себя от осознания этих черт в себе.

Интроекция. В этом случае модели поведения, жизненные принципы, желания привносятся извне и выдаются за свои. Этот механизм обычно приводит в действие фильм или передача, герой которой ассоциируется у зрителя с близким, значимым человеком, которого сейчас нет в его жизни.

Не буду утомлять вас дальнейшим перечислением. Защитных механизмов множество. Такова реальность — человек стремится решить свои проблемы максимально легким способом. ТВ не решает проблемы. Оно позволяет о них забыть, оправдать, вытеснить из сознания, подменить более простыми потребностями или же создает культурную среду, в которой эти проблемы вообще не считаются важными. Жизненная парадигма, предлагаемая СМИ, безусловно привлекательна. Жить вне ее, значит говорить на разных языках с большинством, а это не удобно. Значит, надо смотреть. Надо быть в курсе. Чемпионат мира, 20-ка лучших клипов, новый фильм, передача, реалити-шоу, сериал. Надо быть «в теме». Надо хотеть того же, что и все.

Образно выражаясь, по ту сторону экрана находится огромная, популярная, невероятно стильная и привлекательная… психиатрическая больница, в которой есть «пилюльки» от всех печалей, от маленькой зарплаты, от чувства долга, от угрызений совести, от тоски по ушедшей юности, от скуки, в конце концов. Нам кажется, что у нас есть выбор. На деле же мы беззащитны как дети.

Кстати, о детях.

Дети и ТВ

Империя грёз Дети, выросшие в эпоху 70-ти каналов 24 часа в сутки — это целое культурное явление. Пока столкнуться с ними имели удовольствие в основном педагоги. И они, как бы сказать помягче, в шоке. Год от года уровень интеллекта большей части детей снижается. Параграфы учебников становятся для них слишком сложными. Выучить несколько определений к контрольной работе многие практически не способны. А уж проанализировать прочитанное… Но больше пугает даже не это, а то, через какую призму они смотрят на мир. А также на классную доску.

«Я даже не представляла, — рассказывает учитель биологии одной из лучших школ города N, — что схематический рисунок колбы может вызвать ТАКИЕ ассоциации в 5-м классе. Мне стало трудно подбирать фотографии для видео-презентаций. Все их мысли направлены на еду и секс. В новом классе мне приходится тратить массу сил и нервов, чтобы объяснить детям, что на уроке нельзя есть. Они постоянно хотят есть. Если я задерживаю их хотя бы на минуту, они уже готовы расплакаться или подать на меня в суд». «Кишочки на ножках» — такое название присвоил этому поколению юморист Михаил Задорнов. Разве это не идеальные потребители? Остается только удивляться, насколько у этих детей смещены приоритеты.

«Ты сделал зацепку на моих колготках — трагически восклицает девочка 11 лет, — Ты хоть знаешь, сколько они стоят?! Больше, чем ты!»

Занавес.

Есть ли жизнь без ТВ?

Сегодня я взяла интервью у одного своего друга:

— Скажи, как ты живешь без телевизора?

— ВО! — ответил он и показал мне большой палец (ну это тот самый забытый жест, который теперь заменил голливудский «о’кей»), — Есть столько всего, что я хотел бы сделать!

— Разве ты не устаешь на работе?

— Устаю. Я прихожу домой, и начинаются телефонные звонки. Один, другой, третий… Всем нужно о чем-то со мной поговорить. А потом с работы приходит жена, и мы обсуждаем прошедший день.

Многие искренне считают, что телевизор — самый доступный способ расслабиться, но год от года на их лицах все явственней проступает усталость. Я просканировала критическим взглядом своего собеседника — и не обнаружила никаких признаков упадка сил. И хотя он не раз терпел неудачи в своих начинаниях, ему по-прежнему интересно жить.

Знание без подмен

«Сейчас люди подвергаются очень мощному информационному воздействию, и любой человек, у которого внутри нет состояния счастья, изобилия, не может ему противостоять. Он становится подвержен деградационным тенденциям. Человеку с детства прививается идея, что он должен защищать свои права. Ему никто не говорит, что он не является господином в этом мире и не имеет права использовать окружающие его объекты по своему произволу. Мы совершаем подмену, когда даем знания. Люди слушают знание как потребители. Они получают информацию, не задаваясь вопросом, а что я буду с ней делать? Какое благо она принесет мне и окружающим людям? В таком случае знание принесет еще большие проблемы, сделает его носителя гордым, претенциозным. Каков итог? Разочарование, усталость, апатия. Единственное, что может нам помочь в эту эпоху — это знание без подмены.

Чтобы быть способным правильно воспринимать информацию, человек должен быть личностью. Его дух должен быть пробужден. Если человек живет без вдохновения, если у него нет энергии, которая идет изнутри во вне, то он становится подвержен энергии, которая идет извне вовнутрь».
(из лекции к.ф.н. Энвера Измайлова)

Статистика

Каковы цели и мотивы действий киногероев?

Наиболее типичные из них: удовлетворить свое либидо — 41% фильмов, совершить убийство (преступников, ритуальное убийство, выполнить заказ на убийство, отомстить за убийство и т.п.)— 17%; вырваться из заключения, спасти свою жизнь — 17%, разбогатеть — 10%; выполнить свой гражданский и служебный долг — 9%.

В иерархии ценностных ориентаций героев доминирует секс в различном проявлении — 74% фильмов. Далее следуют: обладание физической силой или оружием как средством добиться своей цели — 40%; деньги, богатство — 14%; месть — 10%; сохранение жизни — 10%. Такие ценности, как дружба, справедливость, достоинство и честь, представлены крайне слабо (соответственно по 3%). Идентифицируясь с героями — маргиналами, цели и мотивы поведения которых представлены в положительном свете, иные юные зрители, надо полагать, могут приобщиться к стремлениям и чувствам, далеким от идеалов добра, сочувствия и справедливости [Рондели, 1995].

Ужасающая статистика детской и подростковой жестокости в России свидетельствует о правомерности выводов зарубежных ученых: подавляющее большинство несовершеннолетних преступников при выяснении мотивов истязаний, убийств, изнасилований и других преступлений против личности указывали прямо или косвенно на «экранные аналогии» [Дети — преступники…, 1996; Пирожков, 1994, Стурова, 1998].

Расход энергии меньше, чем при безделье

После того как в США достоянием общественности стал факт, что ожирение детей и подростков напрямую зависит от количества проведенных у телевизора часов, американские исследователи задались вопросом, как, собственно, телевидение воздействует на обмен веществ в организме телезрителя. Они обследовали 31 девочку в возрасте от 8 до 12 лет. Все они должны были принять удобную для просмотра позу на кровати. Сначала измерялся основной обмен веществ (количество энергии, потребляемой в состоянии покоя для поддержания нормальных физиологических функций), а потом — его изменения в ходе 25-минутного телепросмотра. У всех детей было зафиксировано снижение основного обмена в среднем на 14%. Другими словами: хотя их тела уже до начала просмотров были в состоянии абсолютной бездеятельности, расход энергии снизился еще, и притом значительно.

Материал подготовила
Анна Пугачева