Лучшие психологические техники
<h4>Интервью с Олегом Гадецким</h4> <p>Гадецкий Олег Георгиевич — российский психолог-тренер, автор уникальных методик личностного роста. В своих тренингах использует как методы западной психологии, так и восточные техники. Работал экспертом в правительстве России. По итогам 6 Международного фестиваля звезд психологии и психотерапии был признан лучшим психологом-тренером. В начале этого года в Сочи открылась Высшая школа практической психологии под патронажем Олега Гадецкого.</p>

— Олег Георгиевич, сначала общий вопрос. Чем психологи отличаются от психотерапевтов?

— Это один из самых сложных и запутанных вопросов. По крайней мере, можно сказать, что есть отличие по тому, где они получают образование. Психотерапевты получают в медицинских университетах на отделении психотерапии. Психологии — на отделении психологии в обычных университетах. Никакой другой разницы нет. И те и другие работают с проблемами человеческой психики.

— На Западе психологии и психотерапевты достаточно востребованы. Обычным гражданам даже престижно иметь своего специалиста, который, выражаясь словами одноимённого фильма, «анализирует это». Насколько в России востребованы люди этой профессии?

— Хотя я много езжу по нашей стране, мне сложно судить о ситуации во всех слоях общества. Но в общем можно наблюдать, что психология сегодня очень популярна. Об этом можно судить хотя бы по обилию издаваемой психологической литературы. Что же касается личного обращения к психологу, то, похоже, что это модой у нас пока еще не стало.

Вообще Россия отличается коллективным движением. И мы можем видеть, что в психологии скорее популяры какие-то коллективные формы: тренинги, групповые занятия. В России людям нравиться делать что-то сообща. Например, почему так популярно движение Норбекова? Потому что в нем люди получают не только оздоровление, но особый социум единомышленников.

Также наша страна отличается тем, что здесь не особо доверяют. В особенности насторожено относятся ко всему иноземному. В России стремятся все время найти какой-то свой особенный путь. Психологи — они пришли с Запада, поэтому их у нас немного побаиваются. На Западе же психологию воспринимают просто как науку, помощью которой можно воспользоваться.

— А как же распространенное представление об открытости русской души?

— У русского человека есть широта, но также есть и оглядка: а как к этому отнесутся другие. Уже более 15 лет я профессионально занимаюсь психологией, и с самого начала своей практики все время наблюдал одну и ту же ситуацию. Когда человек проходит какой-то хороший личностный тренинг, он реально меняется, становится более счастливым, свободным, удовлетворенным. После этого неизменно ближнее окружение человека задает ему вопрос: «В какую секту ты попал?». Так что русская душа загадочная. В ней гармонично уживаются противоположные начала.

— Существует огромное количество различных направлений, школ в психологии. Как в этом разобраться обычному гражданину? Все они представляют различные грани одного целого или есть кардинальное отличие в подходе?

— И то и другое: есть и разные грани одного целого, так и совершенно противоположные подходы. Вообще большая проблема психологической науки состоит в том, что ее как таковой нет. Существуют отдельные школы, отдельные направления и отдельные подходы. Один автор считает, что так нужно работать с человеком, другой — по другому, третий — совсем иначе, но общей психологической теории нет.

— Психологической науки нет в России или вообще в мире?

— Похоже, что ее нет нигде: ни в России, ни в мире. То есть она, безусловно, есть как объективная данность, но до сих пор не сформулирована. В различных школах, направлениях психологии найдены какие-то важные методы и принципы, но все это не сведено в одну теорию. Увы, но это так. Вот и получается, что обычному гражданину очень сложно разобраться в том, кто из авторов более прав. Читая одного автора, он чувствует, что вроде все правильно, потом берет другую книжку и думает, что вроде бы и это правильно. Мне приходится регулярно слышать от людей: «Мы запутались, мы не понимаем, почему столько всего и как в этом большом разнообразии психологических методов выбрать то, что подойдет мне».

— Выражаясь как в одной рекламе, «все ли йогурты одинаково полезны?». Все ли направления эффективны?

Лучшие психологические техники— Вопрос по сути. Когда я пришел в психологию, то с самого начала заметил некую противоречивость, увидел разрозненность психологического рынка. Если внимательно почитать рекламу психологических услуг, то можно увидеть, что человека все время зовут в какое-то одно направление: психосинтез, гештальт-терапию, психоанализ, холотропное дыхание, телесные практики. Но, как говорил Иисус Христос, не человек нужен для субботы, а суббота для человека. В каждом направлении есть какие-то сильные стороны, техники, но есть откровенно слабые моменты. Поэтому хорошему профессионалу нужно уметь с теми методами, которым он обучился в той или иной школе, а с человеком. А для этого нужно знать разные подходы.

— Бывает ли такое, что различные направления не только слабы в каких-то моментах, но даже опасны?

— К сожалению, да. Если мы внимательно почитаем распространенную сейчас психологическую литературу, то увидим одну доминирующую черту — желание манипулировать. Манипулировать мужем, женой, деловым партнером, аудиторией, спросом потребителей и т.д. Печально, но это общее настроение, на котором основываются очень многие современные психологические практики. И это очень разрушительно.

— Чем это опасно?

— Знаете, мне недавно рассказали, что у цыганок есть одно страшное проклятие. Когда они хотят отомстить человеку, который сильно досадил им, то просто бросят короткую фразу: «Чтоб ты возгордился!». Цыганка знает, что если человек возгордится, то потеряет всё. Гордость делает человека слепым. Так вот, психология, которая построена на эгоизме, гордости, делает человека слепым. Он может быть чего-то и добьется, используя ту или иную технику, но если при этом он действовал с платформы эгоизма, то это начало гордости в нем только усилится. Появится иллюзия могущества: «я все могу, и я имею право взять, то, что хочу». А это — слепота и разрушение отношений как другими людьми, так и с мирозданием, с его тонкими законами.

— А как в таком случае вы относитесь к распространенным сейчас методикам визуализации?

— Мне вспоминается, один характерный пример. Некоторое время назад ко мне на тренинг пришла одна женщина. До этого она начала работать с одной очень модной современной психологической системой, как раз использующей принцип визуализации. Ей хотелось получить американский джип. И она настолько целенаправленно и усиленно работала с самой собой, что через 7 месяцев она его получила. А через полтора месяца — еще один джип. Но после этого вся ее жизнь разрушилась, буквально на всех планах: карьера, семья, здоровье, внутренний мир.

Методики визуализации действительно работают, так как они основаны на объективных принципах. Но при этом являются лишь частью личностной практики. Я приведу пример. У автомобиля есть качество — он может развивать скорость. И водитель может воспользоваться этой способностью автомобиля, но если при этом он не будет замечать, что происходит на дороге, а также то, что руль и тормоза в его машине не работают, то приведет ли к чему-то хорошему подобное повышение скорости?

— Какова же альтернатива этой психологии манипулирования? Насколько мне известно, вы создали синтезированный метод?

— С самого начала профессиональной деятельности мне захотелось сделать программу, где будут объединены лучшие достижения различных школ и направлений современной психологии. Такая программа была создана, она называется «Психология для жизни». Многократно мне удалось проверить ее эффективность. После ее прохождения жизнь человек получает сильный импульс к развитию и обретает внутреннюю гармонию.

Второй подход был через несколько лет. Несмотря на то, что результаты, которые давала программа «Психология для жизни» были очень значительными, тем не менее, мой максималистский характер толкал меня вперед. Внутренне я понимал, что есть еще какие-то не взятые высоты. В жизнь людей все равно продолжали приходить проблемы. Тогда я стал читать разные книги: восточную философию, эзотерику, писания различных духовных традиций. В конечном итоге я наткнулся на древние санскритские трактаты, оставленные нам великими мудрецами прошлого. В них я обнаружил нечто совсем изумительное — это описание того, как устроена личность. Очень подробно формулировалось, что такое личность, из каких планов и элементов она состоит, что такое ум, эмоции, разум, как это все взаимодействует друг с другом, давалось представление о физическом и тонком теле, а также о душе. С этого для меня началась вторая попытка найти общие фундаментальные принципы психологической практики.

— И вы их нашли?

Думаю, что да.

— А что это за принципы? Вернее, что их знание дает профессиональному психологу и обычному человеку?

Лучшие психологические техникиЕсли у профессионала-психолога есть целостное понимание методов психологической практики, то он может очень сильно помочь человеку реализовать свои самые важные потребности. В самом общем случае, их две: это потребность в успехе и потребность в счастье. Успех означает достижения на внешнем плане. Счастье — это состояние внутренней гармонии. Грамотная психологическая практика, таким образом, не только позволяет человеку стать более успешным во внешнем мире, но также еще и более гармоничным внутри. Вот в этом и есть настоящий результат профессиональной работы. И в этом и состоит психология третьего тысячелетия. Это — психология? которая превосходит любые формы манипулирования, вместо этого она очень внимательна к внутреннему миру человека, к его основным потребностям, а также внимательна к законам окружающего мира. Благодаря этим своим основным чертам эта психология позволяет человеку раскрыть весь его внутренний потенциал на благо как самого человека, так и всех других.

— У вас много последователей?

— Я не мыслю такими категориями. Если говорить о том, сколько людей приходит на программы, то их действительно много. Сейчас диски с записями тренингов расходятся буквально по всему миру. Письма приходят из разных городов России, стран СНГ, Прибалтики, США, Германии, Италии, Индии, Израиля. По результатам, которые описывают люди, я вижу, что действительно найден какой-то очень грамотный подход.

— Кто-то работает в мире аналогичным образом?

— Я могу назвать несколько авторов, с которыми чувствую внутреннее родство: Джон Грей, Виктор Франкл, Стивен Кови, Джеймс Хантер. Что касается отечественных психологов, то лично мне очень близок Олег Торсунов, хотя он скорее работает в сфере медицины. Я также хорошо знаком с Мариной Таргаковой, которая сейчас очень активно проводит свои тренинги в разных городах России. Есть и другие прекрасные специалисты. Сейчас на наших глазах рождается это направление фундаментальной экологичной психологии, которая по настоящему может решить проблемы человека. Уверен, что через некоторое время это направление очень мощно раскроется.

— С какими проблемами к вам приходят на тренинги и личные консультации?

— Обычно это связано с каким-то кризисом. Есть русская поговорка — готовь сани летом, а телегу зимой. Но у нас, к сожалению, более актуальной является другая поговорка: «пока гром не грянет, мужик не перекрестится». К сожалению, люди не знают возможности психологии и обращаются только тогда, когда стало совсем плохо.

— Почему, например, разрушаются семьи? Есть какой-то общий ответ?

— Да, есть. Мужчины и женщины не понимают, как взаимодействовать друг с другом. Мужская и женская энергии — это фундаментальные силы вселенной. В том-то и дело, что проблемы в семье невозможно понять на уровне психологии навыков, например, «улыбайтесь больше или дарите чаще подарки и всё у вас будет нормально». Такой подход не работает. В основе семейных отношений стоят фундаментальные вселенские принципы того, как мужская и женская энергия могут взаимодействовать. И пока эта глубина не будет осмысленна, мало что поможет сохранить отношения.

— Как стать уверенным?

— Уверенность означает, прежде всего, заниматься своим делом в этой жизни. Если человек занят не своим делом, то он не будет уверенным. Можно достичь даже определенного успеха на внешнем плане — сделать карьеру, разбогатеть, но в силу того, что человек занят не по своей природе, у него внутренняя неуверенность будет только копиться. Неуверенность — это знак жизни: «не тем ты занимаешься!». Сейчас очень многие люди ощущают неуверенность. Почему? Потому что люди зачастую не думают о том, что в этом мире нужно не просто рваться наверх, сражаясь за кусок пирога, но следует реализовывать всего себя, весь свой личностный потенциал. И в этом смысле современная психология зачастую очень ограничена, так как говорит: «Схвати! Возьми свой куш! Манипулируй!». В таком настроении человек совершенно отрывается от своих собственных корней. Он уже смотрит не внутрь себя — на свои потребности, а на то, что легче взять. Так происходит разрушение личности.

— Неуверенность и застенчивость — это разные вещи?

— Да, порой это так. За этими вещами могут стоять разные психологические проблемы. Неуверенность, как мы сказали, может быть связана с общими неправильными поступками в жизни, а застенчивость — это может быть всего лишь забитостью. Человек может быть успешный, уверенный с внешней точки зрения, но внутри иметь очень большую неуверенность, и от этого он начинает пить и принимать наркотики. Застенчивость несколько иное. В этом случае человек неуверен и внешне и внутренне.

— Последний вопрос. Каждый ли человек может стать психологом?

— Каждый должен стать психологом. Психология — это не удел избранных или дело кабинетных мыслителей. Психология — это наука жизни. А в этом пространстве живет каждый из нас, поэтому лично я ставлю для себе цель сделать психологию доступной для всех.

— Спасибо.